Дискуссия «Звуки прошлого: как музыка формирует коллективную память»

Дата:

С 09 декабря 2021

Расписание

19:00–21:00
Дискуссия «Звуки прошлого: как музыка формирует коллективную память»Дискуссия «Звуки прошлого: как музыка формирует коллективную память»

ОПИСАНИЕ

Участники дискуссии расскажут, какую роль играет музыка в коллективной памяти о прошлом и как осмысляют социальную и культурную историю композиторы, поп-музыканты, саунд-артисты и другие участники современного культурного процесса: в каких формах, с каких позиций — и с какими результатами.

Эта дискуссия — о том, как в музыке переживается прошлое: далекое и близкое, реальное и вымышленное, личное и общественное. Спикеры обсудят, как музыка взаимодействует с культурной, личной и социальной памятью — пассивно ли она откликается на ее вызовы или выступает с позиции силы и конструирует наше восприятие истории; способна ли она работать с документальными свидетельствами или предпочитает абстрактные формы размышления о прошлом.

Какие цели преследуют музыканты, обращающиеся к теме памяти, и какими методами пользуются? Одинаковы ли эти методы в пространстве академической и популярной музыки? Какие исторические события уже подвергаются переосмыслению и анализу музыкальными средствами — а какие лишь ждут своего часа? Могут ли музыкальные произведения помогать в проработке исторической травмы, возвращать к жизни забытые сюжеты или менять наше представление о прошлом? 

УЧАСТНИКИ

Александра Колесник — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИГИТИ им. А. В. Полетаева, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ. В сферу интересов входит история британской рок-музыки, память о советской рок-музыке, музыкальная география. Один из последних проектов — рок-карта Екатеринбурга.


Вера Мартынов — художник и режиссер. В 2008 году окончила РАТИ (ГИТИС), факультет сценографии. Сотрудничает со школой-студией МХАТ, РАТИ (ГИТИС) и Британской высшей школой дизайна в качестве преподавателя. С 2015 года работает как независимый художник с различными театрами, музеями и галереями. С 2012 по 2015 год — главный художник «Гоголь-центра», соавтор Кирилла Серебренникова в реновации театра. Сооснователь Лаборатории Дмитрия Крымова, в которой работала как сценограф, художник по костюмам, перформер (2004–2013). Резидент программ Уотермилл-центра Роберта Уилсона (2012, 2013). Обладатель премий «Золотая трига» Пражской квадриеннале, Эдинбургского международного фестиваля искусств (совместно с Лабораторией Дмитрия Крымова), «Золотая маска» в номинации «Лучший театральный художник». Автор видеоинсталляции OMORFOI («Прекрасные») для проекта «Звуки прекрасного прошлого» (Ханой, Вьетнам). Живет и работает в Москве.


Михаил Калужский — драматург и публицист. Автор многих документальных пьес и проектов, посвященных проблематике исторической и частной памяти («Груз молчания», «Второй акт. Внуки», «Восстание», «Похороны Сталина», «Несколько способов потерять друзей», «Последние люди», Code Viking 1942–1945, и другие), книги «Репрессированная музыка». Один из основоположников театрального направления «драма памяти». Основатель и (до 2014 года) куратор театральной программы Сахаровского центра.


Сергей Невский — композитор. Окончил Берлинский университет искусств по классу композиции (профессор Фридрих Гольдман) и теории музыки (профессор Хартмут Фладт). Получал заказы от Штутгартской государственной оперы, Берлинской Государственной оперы, Опергруппы / Большого театра, SWR Sympohieorchester, MusicAeterna, фестивалей Ruhrtriennale, Acht Brücken и других. Многократно сотрудничал с Теодором Курентзисом, Филиппом Чижевским, Титусом Энгелем. Куратор проекта «Платформа» (художественный руководитель Кирилл Серебренников) и музыкальной программы Underground und Improvisation в Академии искусств Берлина. Преподавал на международных курсах композиции в Дармштадте (2016), также вел лекции в консерваториях Дрездена, Берлина, Бремена, Ганновера, Кельна, также в СПбГУ и в Калифорнийском университете в Беркли. Лауреат первой премии на Штутгартском конкурсе композиции (2006), Берлинской художественной премии (2014), специального приза жюри фестиваля «Золотая маска» (2014). Сочинения издаются в издательстве Ricordi.

МОДЕРАТОР

Лев Ганкин — ведущий подкастов «Британская музыка от хора до хардкора» и «Сделай погромче» в Arzamas, «Шум и яркость» на «Кинопоиске» и музыкальной программы «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь». Автор книги «Хождение по звукам». Преподаватель университетов Pro Arte и РАНХиГС.

ПОСЕЩЕНИЕ

РЕГИСТРАЦИЯ

Дискуссия пройдет в Zoom и будет транслироваться на YouTube.

Поделиться