Музей современного искусства «Гараж» и Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция провели неформальную дискуссию «Резиденция как приключение. Стратегии художника и локальный контекст». Дискуссия прошла в Мастерских «Гаража» на ВДНХ.
За одним столом собрались российские художники, участвовавшие в программах арт-резиденций Про Гельвеции и в программе Мастерских «Гаража», а также первая зарубежная гостья мастерских — швейцарская художница Анна Мескьяри. Модератором дискуссии стал куратор второго набора Мастерских Музея «Гараж» Валентин Дьяконов.
Участники дискуссии обсудили и организационные, и содержательные моменты, связанные с арт-резиденциями. Художники поделились своим опытом работы в резиденциях разных стран и форматов, рассказали об ограничениях, с которыми приходилось сталкиваться, о преимуществах, необычных условиях работы, которые может дать пребывание в резиденции. Среди прочего обсуждался вопрос, как найти баланс между частыми передвижениями и связанной с этим постоянной сменой контекста и работой дома или в привычном окружении. Сколько должна длиться резиденция, как уехать в резиденцию, если у художника есть маленькие дети, семья, как оптимально выстроить коммуникацию с организаторами резиденции и местным профессиональным сообществом, как включить цели резиденции в собственные творческие задачи? Много спорили о том, должна ли резиденция ставить своим условием достижение определенной цели или же творческий процесс и профессиональное взаимодействием со средой ценны сами по себе, без конкретного результата?
Директор Про Гельвеции Москва Анна Арутюнова, обратившись к участникам дискуссии, отметила, что «сегодня резиденции в России — горячая тема: все делают резиденции, ездят в резиденции, говорят о резиденциях. При этом часто эти разговоры идут от лица институций, организаторов, спонсоров, и в этом потоке теряется голос художника. Очень важно послушать художников, задать вопросы и разобраться в том, что для вас означает резиденция, что вы ищете в ней». Услышать честные мнения и больше узнать об опыте работы художников в разных резиденциях было главной целью разговора. Неформальная обстановка позволила свободно обмениваться замечаниями и мнениями, и каждый художник постарался рассказать о своем видении «идеальной» резиденции.
Какие они — идеальные резиденции, читайте в расшифровке дискуссии по ссылке.