Плеяда блестящих голландцев, бум коллекционных авторских изделий и последующее переосмысление этики и экологии дизайна — в предпоследней лекции из цикла Марии Савостьяновой.
Мария Савостьянова расскажет о наиболее заметных тенденциях конца 1990-х и начала 2000-х, среди которых особо место занимает dutch wave — «новая голландская волна», представленная такими именами, как Хелла Йонгериус, Марсель Вандерс и Мартин Баас, а также объединениями Droog Design и Studio Job. Дизайн в эти годы часто следует тенденциям, заимствованных из мира моды и визуального искусства: штучные авторские предметы разлетаются не хуже живописных шедевров на аукционных торгах и в частных галереях крупнейших мировых дилеров — Ларри Гагосяна, Мюррея Мосса и Дидье Кржентовски.
Параллельно элитизации под влиянием идей устойчивого развития набирает силу противоположное направление: проектировщики и фабрики-производители все больше внимания уделяют энергосбережению и переработке, предлагая взамен культа роскошных авторских вещей современные технологии и экологичные материалы. В архитектуру и дизайн 2000-х проникают принципы биомимикрии — использования природных моделей и процессов в качестве примера для подражания.