В последний день работы выставки «Ткань процветания» в Атриуме Музея «Гараж» состоится перформанс Йоко Оно «Отрез» в исполнении художницы и архитектора выставки Анастасии Потемкиной.
Пионер перформанса Йоко Оно одна из первых стала использовать инструкции как метод создания произведения искусства. Характерные и для «Флюксуса», и для концептуализма так называемые event scores, дословно — «партитуры событий», в версии Йоко Оно зачастую напоминают дзенские коаны. В ходе перформанса 1964 года «Отрез» зрителям предлагалось подняться на сцену и срезать с неподвижно сидящей художницы лоскут одежды. С одной стороны, «Отрез» сочетал в себе исследование личных границ и агрессии в реальном времени, с другой — был протестом против войны во Вьетнаме. Неоднократно повторенный в разных городах мира перформанс, или, как его иногда называла художница, стриптиз-шоу, давно считается классикой феминистского искусства.
В Музее «Гараж» знаменитый перформанс исполняется художницей Анастасией Потемкиной и приурочен к закрытию выставки «Ткань процветания». Платье для художницы сшито из хлопковой африканской ткани с ярким восковым принтом — орнаментом чинтамани (известном в России XVII века как «змейки да копытца»). Чинтамани (на санскрите — «бриллиант, приносящий удачу») впервые возникает в буддистском искусстве и состоит из трех сфер, вписанных в треугольник («копытца»), и волнистых линий («змейки»). Три сферы в таком расположении напоминают схему человеческой психики по Жаку Лакану — триаду «Воображаемое» — «Символическое» — «Реальное». Текстиль, использующийся в перформансе, овеществляет метафору «ткани процветания». Орнамент заряжен на удачу и содержит рецепт счастья — осознанное внимание к трем этажам психики. Каждому участнику перформанса достанется по кусочку этой удивительной ткани в память о выставке.