Когда жизнь подражает искусству: лекция Ирины Кулик посвящена творчеству Баса Яна Адера и Сэма Хсиеха.
Бас Ян Адер (1942–1975) — легендарный голландский художник, занимавшийся перформативными практиками концептуального характера. Одновременно критикуя и развивая идею интеллектуального перформанса, Адер создал ряд черно-белых фильмов и фотографий, документирующих его бесцельные, казалось бы, действия. Так, в фильме I’m Too Sad To Tell You (1971), ставшем его наиболее известной работой, он в течение нескольких минут плачет, глядя в камеру. В 1975 году Адер отправился в путешествие через Атлантический океан и бесследно исчез. Создав всего десяток работ за несколько лет, он вошел в историю перформанса как один из первых авторов, сделавших предметом искусства саму процессуальность и (без)действие как таковое.
Тэчинг Сэм Хсиех (род. 1950) — современный художник тайваньского происхождения, в 1974 году эмигрировавший в Нью-Йорк, где живет до сих пор. Хсиех наиболее известен серией «одногодичных» перформансов, совершенных им в 1978–1999 году. В ходе каждого из шести перформансов он целиком или с определенной регулярностью был вовлечен в «художественный» процесс: так, с 29 сентября 1978 года по 30 сентября 1979 Хсиех жил в небольшой деревянной клетке, оборудованной минимум бытовых удобств, а в 1981–1982-м целый год подряд провел на улицах Нью-Йорка. Эти и последующие акции задокументированы на видео- и фотопленку. По окончании последнего из перформансов, 1 января 2000 года, Хсиех сделал официальное заявление о завершении художественной карьеры.