ОПИСАНИЕ

Artist talk куратора, исследователя и художника Вали Махлуджи будет посвящен методологии работы кураторского исследовательского центра «Археология последнего десятилетия» (Archaeology of the Final Decade).

«Археология последнего десятилетия» занимается восстановлением культурной памяти и «мест исчезновения» — намеренно удаленных, табуированных или находящихся под угрозой вымирания областей истории. Практическая деятельность центра связана с историей «проклятых» народов, подвергшихся социокультурному уничтожению, депортации или истреблению, и обращена к культурным явлениям, утраченным из-за цензуры или в силу иных политических, экономических и общечеловеческих обстоятельств. Эта работа подразумевает реконструкцию истории (диахронический уровень) и ее возвращение в современный дискурс культурной памяти (синхронический уровень) посредством перформативного противодействия систематическому насильственному уничтожению истории.

Как можно унаследовать «стремление»? В своем выступлении Вали Махлуджи на примере истории Фестиваля искусств Шираза-Персеполиса попробует ответить на этот вопрос, обозначив идеологические и геополитические контексты, связанные с возникновением и исчезновением этого радикального, но фактически забытого культурного события. Фестиваль перформанса, проводившийся ежегодно с 1967 по 1977 год в Иране, в городе Шираз и близ него, на месте останков древнего Персеполиса, был объявлен «декадентским» (с культурной точки зрения) и «антимусульманским» (с религиозной). Все связанные с ним записи и документы были изъяты из публичного доступа в 1979 году. Фестиваль давал звучать голосам азиатских и африканских культур в контексте неоавангардистских тенденций, возникших сразу после деколонизации. Он инициировал спонтанное взаимодействие различных исторических и географических явлений, жанров и форм, а также подвергал сомнению идею линейной эволюции культуры — причем в таком масштабе и виде, которых не существовало никогда прежде. Собирая воедино уже известные и ранее не доступные материалы о фестивале, лекция даст представление об эйфорически-утопическом духе и напряжении, которые легли в основу кросскультурной истории искусства и антиколониальной борьбы в 1960–1970-е годы.

Как можно унаследовать травму? Другое текущее исследование «Археологии текущего десятилетия» основано на изучении кровавой истории тегеранского квартала красных фонарей Шахри-Но — наполненного жизнью, но бедного и невзрачного района, образованного в начале прошлого века. Он был сожжен дотла в 1979 году, за несколько дней до приезда в город исламистского лидера, а затем стерт бульдозерами с лица земли. В 2019 году этим событиям исполняется сорок лет.

О ЛЕКТОРЕ

Вали Махлуджи (род. 1964, Лондон) — куратор, инициатор проекта «Археология последнего десятилетия», советник Британского музея и Фонда Бахмана Мохассесса, директор Фонда Каве Голестана.

Среди последних кураторских проектов Махлуджи — выставки в рамках Сингапурского международного фестиваля искусств и триеннале «Бергенская ассамблея» (Норвегия), Художественного саммита в Дакке (Бангладеш, 2018), экспозиции в Музее современного искусства города Парижа, Национальном музее искусств XXI века (MAXXI) в Риме, галерее Уайтчепел в Лондоне, Музее фотографии Foam в Амстердаме, на ярмарках Photo London в Лондоне и Art Dubai Modern в Дубае, в Фонде принца Клауса в Амстердаме и в галерее Open Eye в Ливерпуле. В настоящее время он работает над проектами в павильоне де ла Варр в Бексхилле-он-Си (Великобритания), Музее Сурсока в Бейруте (Ливан), центре SAVVY Contemporary в Берлине и Центре азиатского искусства в Кванджу (Южная Корея).

Статьи Махлуджи публиковались в изданиях различных институций, включая Новую национальную галерею в Берлине, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музей азиатского искусства в Нью-Йорке, издательство Йельского университета, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей современного искусства в Афинах, Биеннале в Шардже (ОАЭ), Институт Ближнего Востока в Лондоне, Лондонский университет, Городской университет Нью-Йорка, ярмарки London Photo и Художественную премию Abraaj Group в Дубае.

Махлуджи выступал с докладами и лекциями в Стэндфордском университете, на Культурном форуме в Берлине, в Университете Аалто в Эспо (Финляндия), Йельском университете, Университете Голдсмитс в Лондоне, художественной школе «Город и гильдия» в Лондоне, на триеннале «Бергенская ассамблея», в Азиатском обществе в Нью-Йорке, Фонде иранского наследия в Лондоне, галерее Уайтчепел в Лондоне, Британском киноинституте в Лондоне и на ярмарке Art Dubai (Дубай).

ПОСЕЩЕНИЕ

Вход свободный по предварительной регистрации

Лекция пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский

РЕГИСТРАЦИЯ

Книги «Гаража»
Оставляя свой адрес электронной почты, вы даете согласие на получение рассылки и принимаете условия Политики Музея «Гараж» в отношении обработки персональных данных.