Слушайте подкаст на удобной вам платформе: SoundCloud, Apple Podcast или Яндекс.Музыка.
«На крыле разведенного моста несколько часов экспонировались под лучами прожекторов картины ленинградских художников. Издали они казались почтовыми марками на черном асфальте. Нарядная богема церемонно прогуливалась по набережной, раскланивалась с особой приветливостью, слегка взволнованная ночным воздухом уходящего лета. Эта была самая красивая выставка современных художников, которую я видела. Может быть потому, что художники, а вернее их картины, играли в ней весьма второстепенную роль»1.
Событие, которое описывает Авдотья Смирнова, — не вымысел. Ее рассказ посвящен второй выставке на Дворцовом мосту, организованной художником Иваном Мовсесяном. С 1990-го по 1992 год такие экспозиции современного искусства в «классическом ландшафте» Ленинграда — Петербурга проводились каждое лето.
Мовсесяну, как и многим молодым людям того времени, был интересен художественный андерграунд. Познакомившись с Юрисом Лесником и Георгием Гурьяновым, он стал участником сквота на набережной Фонтанки, 145. В том же здании находилась мастерская (Е-Е) Евгения Козлова — одного из основателей группы «Новые художники», сыгравшего важную роль в истории выставок на мосту. В 1990 году он начал заниматься проектом «Коллекция 2 × 3 метра». Козлов раздобыл краски и холсты большого формата и приглашал друзей-художников в свое ателье, предлагая создать произведения. Первыми авторами коллекции стали Олег Котельников, Иван Сотников и Владислав Мамышев-Монро2. В кругу «Новых» было принято работать быстро, картины могли появиться за один-два сеанса. Первая выставка на Дворцовом мосту включила в себя многие из этих произведений. Возможно, стремительно растущая коллекция больших работ подтолкнула Мовсесяна к идее их эффектного экспонирования или, наоборот, в них он нашел материал, подходящий для его замысла. Так или иначе концепция появилась: работы андерграундных авторов должны были взмыть в городском пейзаже прямо напротив Эрмитажа.
К 22 июля 1990 года художники смогли договориться с городской администрацией. Заручившись поддержкой Анатолия Собчака, они получили разрешение от Мостотреста, милиции и других инстанций, отвечающих за городское пространство3. В назначенный день усилиями участников выставки и их друзей смонтировали экспозицию, закрепив работы к створке моста на тросы. Действовали быстро: на работу был отведен только промежуток времени между остановкой движения транспорта и разводом моста, и в час ночи экспозиция открылась. Как вспоминает искусствовед Ханнелоре Фобо: «В девяностом году в России было очень интересно, хотя бы потому, что в кругах, в которых мне посчастливилось оказаться, было очень свободное отношение ко всему <…> Выставки на мосту. Представляете, какая хотя бы финансово это будет структура сейчас? А тогда просто по договоренности кого-то с кем-то как-то справлялись. <…> Опьяняющее чувство “я хочу, и я могу” было прекрасной иллюзией жизни»4.
Это событие действительно показывало, что для художников появились новые возможности. Авдотья Смирнова, едко заметившая, что картины на этих выставках «играли второстепенную роль», права: работы, сцепленные между собой и поднятые пролетом моста, едва ли можно было хорошо разглядеть. Главным событием этих акций становилась проверка города на податливость. Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, (Е-Е) Евгений Козлов и другие участники выставки в перестройку могли показывать свои работы в разных странах, однако в Ленинграде главными площадками для их искусства были ДК, экспоцентры и сквоты. Политические, экономические и культурные изменения, определившие 1990-е годы, «открыли» для андерграундных авторов не только городское пространство, но и дворцы, и музеи. Выставочный проект Мовсесяна тоже обрел институциональный статус. В 1992 году при поддержке петербургского общества «А–Я» он зарегистрировал музей «Дворцовый мост». Правда, под этим названием была проведена только одна, последняя в этой серии выставка, которая посвящалась Леонардо да Винчи.
С точки зрения исследования художественного сообщества, выставки на мосту также оказываются важной главой. В конце 1980-х годов Тимур Новиков, который был одним из лидеров «Новых художников», начинает работать над неоакадемической программой, настаивающей на возвращении в искусство понятия прекрасного. Вскоре вокруг него сложится группа авторов, готовых подключиться к этой игре. Иван Мовсесян был в их числе. В тексте 1992 года он пишет, что все участники второй выставки на Дворцовом мосту готовы работать с городом, задающим «эстетические критерии, ведущие в “классическое”»5. На самом деле, «диких», неоэкспрессионистких работ, напоминающих об эстетике «Новых художников», в экспозиции было больше, чем произведений, претендующих на причастность к «прекрасному». Дух Новой Академии на второй выставке передавал разве что Владислав Мамышев-Монро, который пришел в образе херувима Дворцового моста. Псевдоантичную тунику он сделал из атласной скатерти, крылья — из высушенных пальмовых веток, найденных на помойке, голову украсил кладбищенским пластиковым венком6. Видео с его проделками, происходящими на фоне портиков Петербурга, стало основой фильма Юриса Лесника «Экзотика классического». Позже Новиков и окружающие его авторы с бо́льшим пиететом будут обращаться к образцам искусства прошлого и окончательно размежуются с теми, кто остался работать в традиции «Новых художников» 1980-х. Однако выставки на Дворцовом мосту запечатлели то состояние художественной жизни Петербурга, когда эти разные эстетические программы могли сосуществовать в одной акции.
Примечания
1. Смирнова Д. Скромное очарование Ленинграда // Декоративное искусство. 1992. № 7–8. С. 50.
2. [Hannelore Fobo]. The Kozlov Collection “2×3m” on Palace Bridge, St Petersburg. URL: http://www.e-e.eu/Exhibition-Palace-Bridge/index1.html.
3. Матвеева А. Места силы неофициального искусства Ленинграда — Петербурга. Часть 8. Выставки на Дворцовом мосту, 1990–1992 // Артгид. URL: https://artguide.com/posts/1018.
4. Интервью Екатерины Сарвировской с Ханнелоре Фобо // Readymag. URL: https://readymag.com/softenjoyment/1820055/112.
5. Иван Мовсесян. Музей — Дворцовый мост. Новая выставочная площадь в классическом ландшафте // Декоративное искусство. 1992. № 7–8. С. 59.
6. Владислав Мамышев-Монро. Из письма Андрею Ковалеву // WAM № 28/29. Российский акционизм 1990–2000. М.: 2007. С. 55.