Антон Вальковский и Екатерина Гандрабура. Show Invisibles

Антон Вальковский и Екатерина Гандрабура. Show InvisiblesАнтон Вальковский и Екатерина Гандрабура. Show Invisibles

Если зайти в здание Дома кино в Музейном переулке во Владикавказе, то в полумраке памятника культурного наследия 1904 года можно представить музейную коллекцию ингушского народа, которую мы, вероятно, больше никогда не сможем увидеть, но только представлять по сохранившимся описаниям и редким фотографиям: черный камень с пятью ямочками и святая книга Маго из храма Маго-Ерды, маска богини Тушоли из села Кок, модель храма с фронтона святилища Тхаба-Ерды и многое другое.

Судьба ингушского наследия и ингушской музейной коллекции трагична: перенесенная из Владикавказа в 1940 году в Грозный после утраты Ингушетией своей автономии в результате образования Чечено-Ингушской АССР, она была практически полностью уничтожена в ходе Чеченских войн. Еще летом 1992 года в результате нападения на краеведческий музей было похищено 1657 единиц фондового хранения. Более масштабное разорение музейных коллекций произошло во время и после военных кампаний в Чечне 1994–1996 годов. В ночь на 1 января 1995 года интенсивными бомбардировками и артобстрелами было разрушено здание головного музея — историко-архитектурный памятник начала XX века, под его обломками погибли все экспозиции, подавляющая часть музейных фондов, остальная же часть была разграблена. По разным данным, было утрачено от 90 до 95% единиц объединенного чеченского и ингушского музейного хранения.

В рамках проекта усилия исследовательской группы будут направлены на восстановление истории движения исчезнувшего музейного фонда, его ключевых экспонатов, а также на реконструкцию образа утраченной коллекции. Пополнение и перемещение музейных фондов будет рассмотрено в контексте советской культурной и национальной политики, а сами музейные артефакты станут спусковыми механизмами, вокруг которых развернется разговор о трудном наследии народа в XX веке. В ходе проекта будет разработан прототип и концепция музеефикации утраченного наследия для фасилитации возврата культурных ценностей.

Поделиться