Ирина Кулик расскажет о том, как по-разному сложилась судьба двух британских художников, творчество которых объединяет критическая дистанция и остроумный взгляд.
Ангус Фэйрхерст (1966–2008) — яркий представитель поколения «Молодых британских художников». В 1988 году — за полгода до резонансной выставки Freeze Дэмиена Хёрста — организовал первую студенческую экспозицию своих сокурсников по Голдсмитскому университету. В 1990-е годы тесно сотрудничал и дружил с Сарой Лукас. Фэйрхерст использовал фотографию, видео, инсталляции, живопись и скульптуру для осмысления самого феномена искусства и фигуры автора, арт-рынка и галерейной инфраструктуры. Его меланхоличные работы пронизаны сатирой, черным юмором, самоиронией. Один из «фирменных» образов Фэйрхерста — горилла — появился в рисунках середины 1990-х, но приобрел известность благодаря бронзовым скульптурам, изображающим это животное в различных абсурдных сценариях. Ангус Фэйрхерст повесился 29 марта 2008 года в Шотландии — в последний день своей персональной выставки, проходившей в лондонской галерее Sadie Coles.
Мартин Крид (род. 1968) — художник и музыкант. Лауреат премии Тернера 2001 года, Крид остается одним из самых активных и обсуждаемых британских авторов. В конце 1980-х он начал нумеровать свои произведения, количество которых сегодня приближается к трем тысячам. Крид выбирает жанры в зависимости от своих художественных задач, часто действуя в концептуальном ключе, используя аудио (в том числе собственные треки) и видео. Его работам — от картин и инсталляций до паблик-арта и проектов для общественных и частных пространств — свойственен минимализм, перформативность, контекстуальность и чувство юмора. В качестве музыканта основал несколько групп и лейбл Telephone Records, записывает альбомы и сотрудничает с другими исполнителями, особенно часто — с Franz Ferdinand. Композиция Крида «№ 1197» звучала на открытии Олимпиады в Лондоне (2012), где художник живет и работает в последние годы.