Александра Паперно исследует дом Бабы-яги как собирательный визуальный архитектурный образ, художественную метафору переходного пространства. Привлекая специалистов различного профиля, художница расщепляет сгусток сюжетов вокруг домика на отдельные тематические блоки, чтобы на их основе появились два художественных произведения — книга и инсталляция.
У леса на опушке жила зима в избушке,
Она снежки солила в березовой кадушке.
Сергей Островой
«Толчком к зарождению этого проекта послужили два обстоятельства: опыт жизни в кривом деревянном доме середины XIX века в центре старого русского города во время пандемии коронавируса и культурный опыт неожиданного стремительно возросшего интереса в художественной и кураторской среде к образу Бабы-яги как к символу до-модерного, архаического национального возрождения и одновременно проявлению особой (альтер)женской власти, эпизоду всеобъемлющей феминистской повестки. На пересечении этих двух линий возник образ дома на ножках как особого лиминального пространства, который меня увлек своей многогранностью. Собственно, поискам субобразов, которые, как мне кажется, роятся в спектре этого объекта, и будет посвящено мое художественное исследование. Художественное — потому что часть смыслов будет потом растворена в визуальных образах выставки, над идеей которой я начала работать еще два года назад вместе со своими подругами Светой Шуваевой* и Ксенией Вытулевой-Херц**. А другая часть, наоборот, утратив всякую визуальную абстрактность, кристаллизируется в виде текстов архитекторов, философов, писателей и художников, чья констелляция должна приделать ноги всей конструкции: ведь книга, в отличие от выставки, может легко перемещаться по миру, материализуясь на книжных полках вполне себе традиционных зданий», — Александра Паперно.
Круг тем, связанных для Александры Паперно с домом на ножках, включает в себя следующие блоки: архитектурная форма (генезис одной идеи от Ле Корбюзье до Херцога и де Мёрона: образ и функция домов на ножках в архитектуре, в том числе в советской и других модернистских традициях; экспериментальные материалы конструктивизма с органической основой — камышит, шевелин и др.); фольклорная форма (пространство перехода, инициации в различных культурах; Баба-яга как часть женских ведьмовских образов); национально-мифологическая форма (избушка на курьих ножках как скрепа; ортодоксальная избушка и пустотный канон младоконцептуалистов 1980-х; декоративно-прикладное творчество и индустрия народных промыслов в XX веке); Unheimlich (все оттенки тревоги, закодированные в иконографии живого-неживого сооружения; подвешенность, экзистенциальная бездомность, шагающий дом, хищные города и др.); убежище (дом на ножках как убежище в эпоху катастроф, дом на болоте как жилище эпохи антропоцена).
* Света Шуваева — художница.
** Ксения Вытулева-Херц — историк и теоретик архитектуры.
Статус: 2023
Автор проекта: Александра Паперно