Главный научный сотрудник Государственного музея искусства народов Востока Михаил Бронштейн рассмотрит, как косторезное искусство Чукотки изменилось за 2000 лет, и представит свой взгляд на выставку «Худпром Конго: живопись для народа».
Косторезное искусство чукчей и эскимосов относится к той категории художественных явлений, представления о которых у «широкой зрительской аудитории» и у «специалистов» расходятся практически диаметрально. Вырезанные из моржовой кости фигурки тюленей и белых медведей, цельные клыки моржа, покрытые графическими изображениями сцен из жизни охотников и оленеводов, хранятся во многих музеях, их часто можно увидеть на выставках народных художественных промыслов. Подобные работы на первый взгляд кажутся не более чем экзотическими сувенирами, а искусство резьбы и гравировки по кости, с древних времен существующее у жителей Чукотки, представляется как возникшее недавно, когда в этот далекий северный край стали приезжать люди с Большой земли.
У искусствоведов, этнографов, археологов иное отношение к чукотским и эскимосским изделиям из моржового клыка. Для них это памятники искусства, сложившегося как минимум на рубеже нашей эры, искусства изначально ритуального, теснейшим образом связанного с магией и мифологией народов Арктики.
Как выглядели самые древние из известных в настоящее время произведений косторезного искусства Чукотки? Какую роль играли они в жизни первобытных сообществ? Почему арктические первопроходцы, осваивая не заселенные ранее человеком побережья полярных морей, уделяли столько времени и сил сложному искусству резьбы и гравировки по моржовой кости? Как изменялись изобразительные традиции морских арктических зверобоев с течением времени? Какое отражение находят в их косторезном искусстве происходящие на наших глазах драматичные процессы распада традиционной культуры северян? На эти вопросы ответит главный научный сотрудник Государственного музея искусства народов Востока Михаил Мокович Бронштейн.