Лекция Михаила Алленова «Изословоображение, или концептуализм Виктора Пивоварова»

ОПИСАНИЕ

Образ или слово: что первично в искусстве концептуализма,  и, в частности, в практике московского художника Виктора Пивоварова? Искусствовед Михаил Алленов поднимет этот вопрос в своей лекции в «Гараже».         

В отличие от птиц, слетавшихся клевать виноград, нарисованный древнегреческим живописцем Зевксисом, наше поведение обусловлено навыком, способностью или даром не принимать образы вещей за сами вещи. Изображение — это явленный в реальность, но воображенный где-то в невидимом пространстве образ. Все усложняется, когда в картинное пространство входит слово: оно превращает саму картину в нечто вроде стенда, афиши — в вещь, то есть опредмечивает пространство изобразительной условности.

Для практики концептуализма эстетические и пластические свойства стенда — это откровение изобразительности, освобожденной от инерции традиционной картины. Стенд представляет собой образец «открытой формы»: изображения, открытого слову, и слова, открытого изображению, где слово и изображение выступают, так сказать, соратниками. И все же возникает вопрос: что здесь причина, а что следствие — стенд как предъявитель особого рода фигуративных композиций или стенд как носитель буквенного текста-сообщения?

И хотя Виктор Пивоваров тоже отсылает к визуальной структуре стенда как откровению новой изобразительности, в настоящем докладе автор решается подчеркнуть: не стенд инициировал союз слова и изображения, а слово, сочетаясь с изображением, материализует поверхность, на которую нанесено изображение, указывая на стенд лишь как на одно из своих детищ. Стенд в этом случае оказывается одной из разновидностей вообще плоскости, репрезентирующей себя как граница, преграда, на которой мы видим нечто здесь, одновременно сознавая, что она закрывает то, что там — по другую ее сторону. Мир, который в картине раскрывался, разворачивался как образ и подобие видимого, превращается в «славный остров Гдетотам», абрисы которого в лучшем случае обозначаются на этой плоскости. Изображенные таким образом предметы, как в свое время точно констатировал сам же Пивоваров, «обнаруживают свойства знака». И они предполагают плоскость, перпендикулярную направлению взгляда, то есть закрывающую перспективу. Эта плоскость имеет множество разновидностей: стена, дверь, ворота, стенд, щит, афиша, плакат, занавес, ширма, школьная доска, книжная страница, альбомная страница, обложка, обертка, таблица, диаграмма, карта, витринное стекло, экран и т. п. В случае Виктора Пивоварова удивительна логика, с которой разворачивается этот образ плоскости-преграды едва ли не во всем спектре смыслопорождающих преломлений в магическом кристалле художественного разума, известного под именем творческой интуиции.

О ЛЕКТОРЕ

Алленов Михаил Михайлович — доктор искусствоведения, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. Преподаватель и научный сотрудник кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ. Круг научных интересов затрагивает проблемы русского искусства XIX — начала XX вв. Результаты научной деятельности М. М. Алленова отражены в монографиях, посвященных творчеству Александра Иванова, Брюллова, Врубеля, Федотова, Сурикова, и в общих трудах по истории русского искусства. Многократно участвовал в отечественных и зарубежных конференциях, печатался во французских, итальянских, немецких издательствах. За годы исследовательской деятельности им опубликована 61 работа, в том числе 12 монографий. Участвовал в подготовке многих выставок, в частности Моscow. Treasures and Traditions в Сиэтле и Вашингтоне в 1990 г. и Michail Wrubel, der russische Symbolist в Дюссельдорфе и Мюнхене в 1997 г.