В ходе лекции будут рассмотрены основные темы художников и писателей-мигрантов и какими идеологическими средствами они создают свой художественный мир.
Наступивший в начале прошлого века кризис колониализма во многом обусловил все последующие геополитические процессы, стал одной из главных причин начала Первой мировой войны и привел к тому, что в ХХ столетии существенно изменилась политическая карта мира. Раздел Британской Индии и появление независимых Индии, Пакистана, а позднее и Бангладеш — одна из самых трагических страниц новейшей истории.
Формирование нового индийского общества, его секуляризация и включение Индии в мировую систему общественно-экономических связей еще более осложнили положение. Специфика происходивших в этот период в Индии перемен была обусловлена столкновением двух культур — индийской и европейской, в результате чего перед обществом встала проблема поиска новых, отвечающих запросам времени основ национального самосознания.
Все это определило развитие культуры, литературы и искусства Южной Азии в ХХ веке вплоть до сегодняшнего дня. Более того, именно на художественном поле происходят осмысление и оценка исторических и социальных процессов и ведутся мучительные поиски новой идентичности. Рашид Араин, Салман Рушди и Ага Шахид Али —яркие и самобытные художники, чье творчество определяется равной принадлежностью к западной и восточной художественным парадигмам.
Главной темой творчества Салмана Рушди и Ага Шахида Али становятся мигранты в самом широком понимании, люди со сложной, фрагментарной идентичностью, поднявшиеся, порой помимо воли, над социальными и культурными условностями, присущими всем по рождению. Мигрант — это всегда по меньшей мере двойная идентичность, своего рода раздвоение личности. Противостояние и сосуществование в нем врожденного и приобретенного, восточного и западного, традиционалистского и новаторского, религиозного и светского, а также поиск для него места в безвозвратно изменившемся мире, определение собственной идентичности — именно это они отражают и исследуют в своем творчестве, которое, однако, в обоих случаях оказывается остро современным, актуальным до болезненности. Вторая мировая война, революция на Фиджи, международный терроризм и исламофобия, конфликт в Кашмире, выборы в США, политтехнологии и искусственный интеллект — на все непростые вопросы современности авторы-мигранты ищут ответы сразу с нескольких позиций, стирая границы между точками зрения, не разделяя героев на правых и виноватых и выходя за рамки четырехмерности геометрии современного мира. Мира, в котором парадоксальным образом сосуществуют некогда казавшиеся незыблемыми бинарные оппозиции периферии и центра, диаспоры и метрополии, меньшинства и большинства и, в конечном счете, Востока и Запада. Рашид Араин, также выходец из Южной Азии, рассматривает схожие темы, используя при этом иной художественный язык.