Первая международная конференция. «Перформанс: этика в действии»

Дата:

Место

Москва

ОПИСАНИЕ

Конференция «Перформанс: этика в действии» посвящена актуальной и волнующей сегодня многих теме этического в искусстве, и в частности в искусстве перформанса как практике, ищущей пути прямого взаимодействия с реальностью. 

Конференция по этой теме проводится в России впервые и приурочена к важному художественному событию – премьере кубофутуристической оперы «Победа над солнцем» Казимира Малевича, Алексея Крученых и Михаила Матюшина, которая состоялась 100 лет назад в Санкт-Петербурге. Абсурдистское содержание, экспериментальные декорации, хаотичная атональная музыка сделали это произведение символом рождения нового авангардного направления в России – искусства перформанса. «Победа над солнцем» спровоцировала скандальную реакцию публики и поставила вопрос, который актуален и сегодня: что дозволено искусству?

Проходит какое-то время, и в обществе, где перформанс, или акция, становится обыденным явлением, невозможно этическое или политическое возмущение.
Анатолий Осмоловский

В основе современных художественных практик лежит принцип бескомпромиссного разрыва не только с традиционной художественной культурой, но и с системой нравственных правил. Так, нарушая границы общепринятых норм, художники задают вопросы, выходящие далеко за рамки эстетических проблем. Они создают связь между искусством и повседневной реальностью, проявляя тем самым этическое измерение, возникающее как результат нашей индивидуальной реакции на новое, и часто противоречат готовым моральным установкам. Перформанс часто реализуется художниками в форме провокации, что заставляет переосмыслить свое этическое понимание окружающей реальности и нашего места в ней.

Разговор об этике нельзя вести, не говоря о двух вещах. Первая – власть. Вторая – вера.
Настио Москито 

Обращаясь к локальному историческому опыту и международным практикам сегодняшнего дня, ведущие художники, кураторы и философы из Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки и России поднимут ряд важных вопросов: 

  • Какова связь между этическим и эстетическим в искусстве прошлого и настоящего?
  • Какие формы художественных действий сегодня актуальны и какова в них роль этического?
  • Какие тенденции существуют сегодня в искусстве перформанса? Какие экономические, социальные и политические условия определяют его развитие?

Организаторы: Юлия Аксенова, Снежана Кръстева совместно с Сашей Обуховой, Кейт Фаул и Анастасией Митюшиной

Архитекторы: Екатерина Головатюк, Никола Русси (Laboratorio Permanente)

Программа перформансов организована в партнерстве с Еврейским музеем и центром толерантности.

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Спонсоры

УЧАСТНИКИ

Юлия Аксенова, куратор Центра современной культуры «Гараж», Москва; Людмила Бредихина, куратор и арт-критик, Москва; Юлия Лидерман, культуролог, Москва; Сун Дун, художник, Пекин; Лина Дзуверович, куратор и основатель агентства по современному искусству «Электра»; Роузли Голдберг, куратор и основатель фестиваля «Перформа»; Ана Жаневски, куратор, отдел медиа и перформанса Музея современного искусства, Нью-Йорк; Юрий Крпан, куратор, галерея Капелица, Любляна; Саймон Кричли, философ и профессор в Новой школе, Нью-Йорк; Лаура Лима, художник, Рио-де-Жанейро; Магда Липска, куратор, Музей современного искусства, Варшава; Виктор Мизиано, куратор и главный редактор «Художественного журнала»; Настио Москито, художник, Луанда; Александра Обухова, историк искусства и руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж», Москва; Анатолий Осмоловский, художник, Москва; Таня Остоич, художник, Берлин; Елена Петровская, философ и писатель, Москва; Стас Шурипа, художник и преподаватель, Москва; Мария Цанцаноглу, директор Государственного музея современного искусства, Салоники. 

Биографии спикеров

расписание

12 декабря, четверг

Презентация книги «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней» и лекция Роузли Голдберг

13 декабря, пятница

УТРО / СЕССИЯ 1:

Почему этическое?

В этой сессии философы и теоретики искусства размышляют на тему этического в искусстве и о том, каким образом этическое может оказывать влияние на эстетический опыт.

Модератор: Кейт Фаул, главный куратор Центра «Гараж»


10:35-10:40

Вступительное слово Кейт Фаул


10:40-11:00

Вступительное слово Саши Обуховой и Юлии Аксеновой


11:00-12:00

Саймон Кричли. Этика ответственности, перформанс и политическое сопротивление


12:05-12:35

Елена Петровская. Хирургия социального тела


12:40-13:00

Настио Москито. Этика - это я


13.00-14.00

Кинопоказ. Интервью с художниками-акционистами. Краткая история русского перформанса в лицах


 

ДЕНЬ / СЕССИЯ 2:

Прерванная политика: между конфронтацией и консенсусом

Сессия посвящена наиболее значимым событиям в истории русского перформанса. Обращаясь к конкретным примерам художественных практик, историки, художники и кураторы исследуют их этический аспект и актуализируют связи между прошлым и настоящим.

Модератор: Анастасия Митюшина, руководитель образовательного отдела Центра «Гараж»


14:15-14:45

Мария Цанцаноглу (история 1). «Искусство из жизни»:
к вопросу о происхождении перформанса в России в начале XX века


14:50-15:20

Стас Шурипа (история 2). Плюралистическая реальность «Коллективных действий»


15:25-15:55

Саша Обухова (история 3). Александр Бренер: «Тусклый фиолетовый молоток»


16:00-16:30

Дискуссия: Виктор Мизиано и Анатолий Осмоловский (история 4)


16:35-17:05

Людмила Бредихина (история 5). Гендерная проблематика в российском перформансе (1990-2010-е годы)


17:10-18:00

Дискуссия + сессия вопросов и ответов

(модератор: Виктор Мизиано)


18:15-19:15

Кинопоказ. Интервью с художниками-акционистами. Краткая история русского перформанса в лицах


19:30-21:30

Программа перформансов с участием Настио Москито, Ольги Кройтор и Ксении Сорокиной

14 декабря, суббота

УТРО/ СЕССИЯ 1:

Разделяя общее

Современные художники из разных стран, включая Хорватию, Бразилию, Китай, представляют различные практики перформанса сегодня. В диалогах с ведущими кураторами они обсуждают перформанс как пространство персонального этического высказывания и как место разделения общего переживания между художником, публикой и зрителями.

Модератор: Снежана Кръстева, куратор Центра «Гараж»


10:30-10:50

Таня Остоич. Женщины не на своем месте? И голая жизнь


10:55-11:15

Лаура Лима. Орнаментальная философия, архитектура и «Я никогда не репетирую»


11:20-11:40

Сун Дун. Перформанс, который способен изменить жизнь


11:50-12:10

Магда Липска. Человек в первую очередь: перформанс в Польше с точки зрения теории Оскара Хансена об «открытой форме»


12:15-12:45

Дискуссия: Ана Жаневски, Магда Липска, Лаура Лима, Таня Остоич,
Сун Дун и Настио Москито


13:00-13:30

Кинопоказ. Интервью с художниками-акционистами. Краткая история русского перформанса в лицах


 

ДЕНЬ / СЕССИЯ 2:

Потенциальность реального

Данная сессия, в рамках которой перформанс рассматривается как наиболее непосредственная форма выражения изменений в обществе и искусстве, посвящена анализу наиболее актуальных в настоящее время трендов в практиках перформанса, а также тех экономических и социальных условий, которые предопределяют их развитие сегодня и в будущем.

Модератор: Юлия Аксенова, куратор Центра «Гараж»


13:45-14:05

Роузли Голдберг. Даунтаун принадлежал нам


14:10-14:30

Ана Жаневски. Это не игра: перформанс, танец и живое искуcство в рамках институции


14:35-14:55

Юрий Крпан. Капелица - галерея исследовательского искусства


15:00-15:20

Лина Дзуверович. Архив как политический акт


15:25-16:00

Дискуссия: Лина Дзуверович, Ана Жаневски, Роузли Голдберг, Юрий Крпан (модератор: Юлия Лидерман)


16:30-17:30

Дискуссия с участниками конференции + сессия вопросов и ответов (модератор: Кейт Фаул)


19:30  Еврейский музей и центр толерантности

Закрытие конференции

Программа перформансов c участием арт-группы «Провмыза» и творческого объединения «Эдельвейс» (Ю. Альберт, П. Давтян, В. Скерсис).

 

посещение

Вход свободный по предварительной регистрации.

Поток

Здесь собраны материалы, которые помогут подготовиться к походу в Музей или погрузиться в текущие программы «Гаража».

Поделиться