КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Детский курс «Ателье тактильных ощущений»

Дата:

Место

Детская мастерская Музея «Гараж»

6 занятий

120 минут

ОПИСАНИЕ

Музей «Гараж» запускает курс, вдохновленный методами реджио-педагогики для участников 5-7 лет.

За шесть занятий дети познакомятся с тактильным миром фактур и будут исследовать их свойства и возможности.

Фактуры — это не только характеристики материала, но и универсальный язык, на котором можно рассказывать истории и выражать эмоции. Фактуры окружают нас повсюду — в предметах, одежде, архитектуре, природе. Они объединяют и разные дисциплины, такие как искусство, дизайн, физика, химия и другие.

В рамках курса участники будут экспериментировать с материалами, узнают о разнообразии тактильного языка и его применении. Дети будут создавать различные объекты — тактильные книги, трехмерные композиции, музыкальные инструменты, шалаши — и рассказывать с их помощью свои истории.

Исследование тактильного языка поможет детям больше узнать об окружающем мире, улучшить контакт с ним, а также развить навыки анализа и преобразования окружающей реальности.

Курс сочетает в себе принципы реджио-подхода и методологию итальянского дизайнера Бруно Мунари, где в центре образовательного процесса — совместное исследование материалов. Мунари создавал тактильные лаборатории, вдохновляясь тактилизмом футуристов, которые развивали искусство прикосновения и расширили его от касания руками до создания осязательных комнат, улиц и даже театров.

О реджио-подходе

Реджио-подход — это образовательная философия, которая утверждает, что дети конструируют знания через отношения, которые они строят с другими людьми и окружающей средой. Реджио-подход предполагает, что дети наделены «сотней языков», с помощью которых они могут выражать свои идеи. Цель подхода — побудить детей познавать мир разными способами и использовать символические языки (например, живопись, скульптуру, драму) в совместном построении знания.

Ключевыми факторами возникновения реджио-подхода стали социальные и экономические условия послевоенной Италии и сотрудничество между Союзом итальянских женщин (UDI), местной администрацией, родителями и педагогом Лорисом Малагуцци. Подход опирается на работы таких теоретиков, как Лев Выготский, Жан Пиаже, Мария Монтессори, Говард Гарднер, Джером Брунер, а также многих других; при этом он постоянно обновляется и интегрирует новые идеи и теории.

Педагоги реджио видят в ребенке личность с неограниченным потенциалом, стремящуюся взаимодействовать с миром и вносить в него свой вклад, активного участника, конструирующего свой опыт и идентичность, а также человека, обладающего всей полнотой прав. Педагоги внимательно наблюдают за детьми, придают значение их идеям и направляют с помощью методов фасилитации к более глубоким исследованиям, построению гипотез и рефлексии с помощью художественного исследования. Темы для изучения могут исходить от самих детей или от педагога, а также со стороны семьи и общества в целом. Проекты не следуют жесткому расписанию, а подстраиваются под темп детей, тем самым побуждая возвращаться к исследованиям, которые их интересуют. С помощью разных медиа и неограниченных по времени проектов дети получают множество перспектив и более глубокое понимание исследуемых тем.

Лаборатории Бруно Мунари

Лаборатории итальянского дизайнера, педагога и художника Бруно Мунари — это пространство для творчества, экспериментов и открытий через игру. Первая лаборатория была создана в Милане в 1977 году в Пинакотеке Брера для детей начальных школ; позже она была адаптирована для более младших и старших возрастных групп. Акцент делался на активном практическом обучении, совместных экспериментах и критическом мышлении. Мунари предлагал детям изучать материалы и инструменты, знакомил их с искусством разных эпох и культур.

Мунари использовал такие техники, как дивизионизм, хроматическая перспектива, коллаж и тактильные эксперименты, чтобы развить у детей способность воспринимать мир через ощущения, анализировать и преобразовывать окружающую среду. Кроме того, в лабораториях дети осваивали не только уже существующие техники, но и учились свободно экспериментировать.

Цель лабораторий Мунари — не в профессиональной подготовке, а в том, чтобы дать детям возможность творчески взаимодействовать с искусством и учиться на практике.

ПОСЕЩЕНИЕ

Курс предназначен для участников 5–7 лет

Стоимость абонемента — 12 000 рублей

Скидка для владельцев карт GARAGE — 10%. Приобрести курс со скидкой можно на стойке информации Музея.

КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ

Расписание

Знакомство с группой и фактурами

На первом занятии дети познакомятся друг с другом и с разнообразием фактур в формате активных игр и обсуждений. Участники поделятся своими интересами и начнут исследовать ощущения с помощью тактильных коробок, наполненных разными материалами, такими как рис, сено, вата, глина. Дети будут описывать материалы и фактуры, используя только свои тактильные ощущения и ассоциации.

Дата:
29 марта, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Тактилизм футуристов: создание историй с помощью тактильных досок

На втором занятии дети будут «слушать» фактуры и «читать» их с помощью рук, составляя сообщения друг для друга на тактильных досках. Участники научатся чувствовать ритм, понимать свои ощущения, озвучивать то, что воспринимают их руки, и попытаются отгадать, что зашифровал в тактильной доске другой участник.

Тактильные доски — это инструмент повествования, изначально придуманный художниками-футуристами. Поверхность досок состоит из фактур различных свойств, где контраст может сочетаться с мягкими переходами. Футуристы создали шкалу тактильности и начали развивать искусство прикосновения, описывая различные категории тактильных ощущений: уверенные, холодные, обдуманные, теплые, мягкие, раздражающие и т. п. А также они подобрали к каждой свои материалы — от наждачной бумаги до бархата.

Дата:
5 апреля, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Тактильные книги

На третьем занятии дети будут исследовать то, как фактуры могут трансформироваться: как грубое может стать гладким, мягкое — твердым, и обратят внимание на контрасты и подобие материалов. В результате этого исследования дети создадут свои тактильные книги, где фактуры станут ключевым элементом повествования.

Дата:
12 апреля, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Звуки фактур

На четвертом занятии дети будут исследовать, какие звуки могут издавать различные материалы. Участники соберут ансамбль из самодельных музыкальных инструментов и, используя методики из области дизайна и архитектуры, исследуют, как фактуры влияют на восприятие звуков в разных контекстах.

Дата:
19 апреля, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Трехмерные тактильные композиции

На пятом занятии дети, используя материалы и навыки, которые они приобрели на предыдущих занятиях, создадут трехмерные композиции. Каждая композиция — это история, рассказанная с помощью форм, материалов, звуков и фактур. Участники обсудят, как один объект может содержать в себе множество смыслов и иметь несколько прочтений, а также как его возможно расшифровать.

Дата:
26 апреля, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Пространство и тело

На последнем занятии дети будут исследовать то, какую роль играет тело в восприятии пространства. Участники создадут тактильные комнаты, с которыми можно взаимодействовать всеми частями тела: потрогать руками, наступить ногами, приложиться ухом, забраться внутрь. С помощью выбранных материалов и фактур дети передадут свои ощущения и эмоции, а также познакомятся с тем, как одежда, мебель и архитектура влияют на настроение и эмоциональное состояние.

Дата:
3 мая, суббота
Время
12:30–14:30
Место
Детская мастерская Музея «Гараж»

Теги

Поделиться