En

Спиритизм (от лат. spiritus — дух) — религиозно-философское течение, в основе которого лежит вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов — людей с особым даром. Хотя теория и практика общения с усопшими известны с древнейших времен, спиритизм в своей современной форме имеет формальную дату рождения — 31 марта 1848 года. В этот день в прессе был описан случай мистического общения сестер Фокс (США) с духом. Из этого прецедента выросло целое движение, в котором общение с духами являлось не средством, а целью.

Для контакта с загробным миром, согласно спиритизму, требовалось соблюдение двух условий: во-первых, обязательным было присутствие медиума, а во-вторых — желание духов общаться. Жаждущих пообщаться с усопшими было куда больше медиумов, поэтому вскоре возник формат спиритического сеанса1, на котором контакт мог происходить посредством столоверчения, автоматического письма и рисования, автоматического разговора в состоянии транса. Были распространены и способы вызова духа без непосредственного участия медиума, но в его присутствии.

Спиритические «эксперименты» могли разниться в деталях, но структура их одинакова: медиум (один или несколько) и все желающие находились
в замкнутом помещении. В комнате был приглушен или вовсе погашен свет. Через некоторое время после успешного призыва духа присутствующие наблюдали «манифестации»: звуковые и световые эффекты, вибрации или перемещение предметов и мебели, материализацию2. Для передачи сообщений из иного мира медиум зачастую использовал «Уиджу» — доску для спиритических сеансов.

Спиритизм довольно быстро стал популярен в США, а затем проник в Европу и Россию. Впрочем, в Российской империи середины 1850-х за пределами великосветских салонов он распространения не получил. Однако спустя всего два десятилетия «второе пришествие» спиритизма вызвало совершенно иной эффект. Практика вызывания духов породила оживленную публичную  дискуссию и быстро превратилась в массовое увлечение, которое в тех или иных вариантах существует и сегодня3. Главными адептами спиритизма в России стали действительный статский советник Александр Аксаков, профессор зоологии Петербургского университета Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров.

Именно Аксаков, Бутлеров и Вагнер организовали в Петербурге тематический кружок. Его участники устраивали сеансы и исследовали «медиумические явления». Сообщения в прессе о деятельности этой группы в области изучения и, в известной мере, пропаганды «медиумических явлений» вызвали большой резонанс в обществе не только из-за «пикантности» темы, но и потому, что убежденными апологетами спиритизма были именитые ученые-естественники.

В январе 1881 года в присутствии Вагнера произведена первая в России стерео- фотосъемка (съемка одновременно с нескольких точек) невидимых глазу материализаций различных медиумических явлений. Стереофотосъемка была своего рода мерой предосторожности против возможных погрешностей, вызванных несовершенством фототехники того времени. Ученый видел главной целью спиритической фотографии получение неоспоримых доказательств возможности запечатления невидимых невооруженному глазу медиумических явлений и различных стадий материализации фантомных образований 4.

Желание сторонников спиритизма зафиксировать материализацию духов (то есть предоставить реальные доказательства существования загробного мира и его взаимодействия с миром живых) появилось практически сразу после того, как фотография начала входить в жизнь людей. Запечатлеть бесплотные сущности можно было разными способами. Так, одна из технологий применялась непосредственно во время съемки. Кадр делали с длительной выдержкой, и в последний момент перед камерой появлялся человек, изображающий призрака. За счет того, что оставшееся время выдержки для «призрака» было весьма коротким, достигался нужный эффект — четкая и одновременно полупрозрачная фигура «материализованного» духа.

Наряду со спиритической фотографией убедительными доказательствами существования загробного мира адепты спиритизма считали парафиновые отливки, снятые с эктоплазмических (эктоплазма — субстанция, якобы выделяемая организмом медиума) фигур. Эти отливки, как правило, вызывали особенно жаркие и долгие споры в обществе.

Доктор Густав Гелей, проведя эксперименты вместе со знаменитым медиумом из Польши Франеком Клуски, так описывал технологию получения восковых слепков: «Сеанс проходил при слабом освещении. Правая рука медиума удерживалась профессором Рише, а его левая рука — графом Потоки. Ванночка, наполненная расплавленным воском, была помещена в теплую воду и стояла в двух футах от Клуски. Для проведения эксперимента воск был пропитан (что сохранялось в тайне от медиума) холестерином, чтобы исключить подмену. <...> Вся операция требовала два–три погружения. Рука погрузилась в ванночку, затем “вынырнула” оттуда и, покрытая теплым воском, погрузилась снова, затем “вынырнула” опять, дотронулась до руки исследователя и снова нырнула в расплавленный воск. После этой операции восковая “перчатка”, до сих пор сохраняющая тепло, но уже отвердев- шая, была обнаружена нами подле руки одного из исследователей. Таким образом были получены семь восковых слепков рук, один — ступни, и по одному — подбородка и губ. Воск, из которого они были отформованы, прошел проверку на содержание холестерина. Реакция оказалась положительной»5.

На фото отливок видны мельчайшие складки кожи, ногти и кровеносные сосуды, не совпадающие с теми, что были на руках медиумов. Опытные скульпторы и литейщики того времени заявляли, что не могут объяснить этот факт и не знают методов, при помощи которых можно было бы изготовить подобные восковые слепки. Дабы полностью исключить возможность мистификации, проводились опыты и с руками живых людей, и с резиновыми перчатками. Химикаты в расплавленный воск добавляли непосредственно перед проведением эксперимента.


В своем заключении Гелей писал, что «эксперименты по получению гипсовых отливок и спиритическая фотография служат объективным доказательством действия духовных сил и представляют собой прочную основу для дальнейшего научного исследования»6.

Наталья Веприкова

1. Ахмедова Э. Спиритический сеанс в литературе Великобритании второй половины XIX — начала XX века // Филология, журналистика. Т. 17, Вып. 3. 2017.

2. Ахмедова Э. Спиритический сеанс.

3. Панченко А. Спиритизм и русская литература... // Труды Отделения историко- филологических наук РАН. М., 2005.

4. Раздьяконов В. «Великое дело» ученых спиритов: история русского общества экспериментальной психологии и спиритический кружок Н. П. Вагнера. Москва, 2013.

5. Конан-Дойл А. История спиритизма. СПб, 1997. — С. 364.

6. Конан-Дойл А. История спиритизма. — С. 364.

Поделиться