Изображение молитвы мусульман является одним из наиболее характерных сюжетов ориенталистской живописи, и, на первый взгляд, «Молитва», выставлявшаяся художником на Венецианской биеннале 1926 года, следует этой традиции. Здесь чрезвычайно точны этнографические детали: в частности узорчатый дувал (глинобитный забор) и хауз (искусственный резервуар с водой, окруженный деревьями) во всех подробностях соответствуют фотографиям, снятым Степановым у своего самаркандского дома. Однако при внимательном рассмотрении в изобра-жении обнаруживается еще один семантический слой. «Молитва», безусловно, характеризуется не только стилистическим, но и содержательным сходством с циклом работ Усто Мумина 1920-х годов, посвященным истории любви двух бачей. В частности структурно она воспроизводит восьмую сцену «Радения с гранатом», в которой два юноши восседают по бокам от старца. В «Радении» эта сцена может быть интерпретирована как вопрошание о легитимности любовного союза двух протагонистов. В «Молитве» изображены фактически те же персонажи. Выражение лица старца отсылает к другим работам Усто Мумина, равно как и подросток в красной рубашке с характерным изгибом шеи — художник очень часто изображал андрогинных подростков, пристально смотрящих на зрителя.

Борис Чухович

Поделиться