Эта работа фигурирует в каталоге Венецианской биеннале 1926 года. Согласно воспоминаниям, сохранившимся в семье Даниила Степанова, моделью для протагониста картины послужил сын художника Павел. Название произведения не вполне соответствует содержанию, ибо на изображении присутствуют два подростка.

В позе полуобнаженного мальчика, лежащего на переднем плане, читается чувственная нега, а во взгляде сидящего подростка — тайное любование своим компаньоном. По всей видимости, эта картина иллюстрирует ту же историю, что и цикл «Радение с гранатом» Усто Мумина, сюжетно соответствуя сценам в саду и купальне, изображенным в «Радении с гранатом». При этом перспективное построение картины, в которой присутствуют три условных «линии горизонта», напоминает принципы сферической перспективы, разрабатывавшейся Кузьмой Петровым-Водкиным с конца 1910-х годов. Эта деталь свидетельствует о творческом взаимовлиянии внутри степановского кружка, которое не ограничивалось пересечениями сюжетов.

Борис Чухович

Поделиться