Анна (Ася) Тургенева — художница, первая жена Андрея Белого, член антропософского общества. По отцовской линии — внучатая племянница писателя Ивана Тургенева. Жила в Москве, в семье своей тетки Марии Олениной- д’Альгейм, певицы и основательницы «Дома песни», в работе которого Андрей Белый принимал активное участие. Белый и Тургенева сблизились в 1909 году, когда Ася, уже сложившийся художник-гравер, предложила сделать портрет писателя.

В 1910 году Тургенева с Белым уехали в длительное свадебное путешествие (хотя женаты не были). «Гравировальным штрихом на сверкающей медной доске вырезает она утонченный рисунок, напоминающий мне гравюры Рембрандта; и в поведении ее все решения выгравированы, четки, ясны; с тех пор, как с ней встретился, внешняя жизнь отчеканилась: определился мой стиль как писателя <...>, прошлась по нему четким штрихом»1, — благодарно вспоминал писатель.

В 1912 году Белый и Ася познакомились с Рудольфом Штайнером, в 1913-м стали его учениками, а в 1914-м — поселились в Дорнахе и заключили гражданский брак в мэрии Берна (без этой справки трудно было в швей- царской деревне снимать одну квартиру). Их отношения начали портиться уже в 1915 году и были разорваны (по инициативе Аси), когда они встретились в Берлине в 1922 году.

В Дорнахе, где Ася жила до самой смерти, она полностью реализовала свой творческий потенциал. Сначала руководила бригадой резчиков по дереву, потом перешла в стекольную мастерскую и посвятила себя работе над окнами-витражами (как Первого, так и Второго Гётеанума). Параллельно увлекалась эвритмией: участвовала в представлении «Фауста» Гёте, ездила по Европе с гастролями в составе дорнахской группы эвритмисток. Тургенева пользовалась авторитетом в антропософской среде. Занималась книжной графикой, иллюстрировала произведения Гёте, Штайнера, «Сказание о Парсифале» и другие антропософские издания. Автор мемуаров об Андрее Белом, о Рудольфе Штайнере и строительстве Первого Гётеанума. В последние годы жизни серьезно болела — деревянная стружка и стекольная пыль сказались на состоянии легких.

В истории русской культуры Ася осталась как самая страстная и трагическая любовь Андрея Белого (писатель очень болезненно переживал расставание). Асе посвящены счастливые «Путевые заметки» (о совместном путешествии по Италии и Африке) и отчаянные стихи из сборника «После разлуки», написанные после разрыва. Она послужила прототипом целого ряда героинь прозы Белого: Кати в романе «Серебряный голубь», Нелли в «Записках чудака», Лизаши в трилогии «Москва». Чарующий портрет Аси нарисовала Марина Цветаева в очерке «Пленный дух»: «Пряменькая, с от природы занесенной головкой в обрамлении гравюрных ламартиновских anglaises (локонов. — Примеч. ред.), с вечно дымящей из точеных пальцев папироской <...>.

Красивее из рук не видала. Кудри и шейка и руки, — вся она была с англий- ской гравюры, и сама была гравер <...>, а главное, Ася Тургенева — тургеневская Ася <...>. Да не влюбиться было нельзя»2.

М. С.

1. Белый А. Записки чудака // Белый А. Собрание сочинений: Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М., 1997. — С. 293.

2. Цветаева М. Пленный дух // Смерть Андрея Белого (1880–1834). М., 2013. — С. 563.

Поделиться