En

Это панно — результат пристального анализа писателем собственной биографии. Множество линий, стрелок и надписей первоначально порождает ощущение хаоса. Однако Белый оставил «ключ-дешифратор», позволяющий легко понять мысль и логику автора «Линии жизни».

«Рельеф ее (высоты и низины) построены из пристального и реального осознания себя ощущения в данный период (подъем и упадок энергии жизни); вместе с тем снизу отмечены те из людей, которые становились особенно близко в тот или иной период (или — дружба, или — борьба, или — работа вместе); сверху я попытался определить культурные влияния; совсем внизу: эпоха работы над тою или другой книгой».

«Рельеф» прорисован темно-синей волнистой полосой по центру. Исчисление лет вдоль «рельефа» начинается не с рождения Белого (1880), а с 1882 года, так как именно с двухлетнего возраста писатель помнил «начальные прорези самосознания».

«Высоты и низины» соответствуют периодам творческого вдохновения и душевного подъема, с одной стороны, и периодам отчаяния и депрессии — с другой. Максимальной высоты «рельеф» достигает в 1901 году и в 1913 году. Первый пик связан с вхождением Белого в литературу, с начальным периодом в истории московского младосимволизма, именуемым Белым «годами зари». Второй пик относится ко времени вступления писателя на путь антропософии и эзотерического ученичества у Рудольфа Штайнера.

Андрей Белый сопроводил основное панно схемами, меньшими по размеру и охвату событий, так называемыми деталями к «Линии жизни». Назначение двух из них он определил в прилагающейся объяснительной записке.

«Подробный рельеф (по месяцам) двух вершинных этапов жизни (годы зари, годы ученичества) моей с попыткой осознать рельефы».

Это указание относится к детали № 1 «Годы зари» и к детали № 2 «Кульминационный пункт жизни».

Деталь № 3 «Невидимые силы» построена по иному принципу. В ней в уменьшенном масштабе повторяется тот же «рельеф», что и в основной «Линии жизни», вместе со всеми «высотами и низинами». Однако пройденный жизненный путь рассмотрен под совершенно особым, мистическим углом зрения.

«В схеме ракурс линии жизни и выявление ее как арены борьбы светлых и темных сил, подбирающих себе людей, — вестников “света” или “тьмы” для меня».

Моника Спивак

Поделиться