En

Александр Котс — профессор, доктор биологических наук, ученый-эволюционист и музеевед, основатель и первый директор Государственного Дарвиновского музея. Супруга Котса — зоопсихолог, приматолог и музеевед, доктор биологических наук Надежда Ладыгина-Котс и художник-анималист, основоположник русской анималистической школы 1 Василий Ватагин по праву считаются сооснователями Дарвиновского музея. Ватагин среди прочего интересовался индийской культурой2его творческое наследие очень разнообразно: скульптура, графика и живопись, его равно увлекали книжная иллюстрация и монументальная скульптура.

Сотрудничество Ватагина с Дарвиновским музеем продолжалось 45 лет, с 1908 по 1953 год. По инициативе Котса в 1918 году художник создал серию скульптурных портретов ученых, развивавших идеи эволюции. Символично, что первой работой был бюст Чарльза Дарвина, а замыкал серию огромный бюст Иоганна Гёте3. Очевидно, в эту же серию входил несохранившийся бюст Рудольфа Штайнера. О существовании этой работы свидетельствуют две фотографии: на первой возле гипсового бюста Штайнера запечатлены Котс и его жена, на второй — чета Котсов, сам Ватагин и Маргарита Сабашникова — ученица Штайнера, принимавшая участие в строительстве Первого Гётеанума.

Несколько позже, в 1920-е, Ватагин по заказу Котса создал триптих «Эволюция мировоззрений»: «Античные мифы», «Догматическое богословие» и «Наука». В коллекции Дарвиновского музея также сохранились эскизы художника к боковым картинам триптиха. Но если набросок к «Догматическому богословию» практически ничем не отличается от композиции законченного произведения — художник лишь добавил фигуру пантеры, то «Античные мифы» представлены иначе. На своем месте находятся все фантастические существа — тритон, сфинкс, сатир и кентавр, — отсутствует фигура богини возле треножника. Вместо этого на спине кентавра стоит обнаженный человек, держащий в руках череп. Его фигуру сверху осеняет благословляющим жестом ангел.

Интересно сравнить этот рисунок с воспоминаниями Маргариты Волошиной- Сабашниковой, которая выполнила в росписях Гётеанума мотив «Славянского посвященного»: «Второй фигурой, порученной мне в кругу представителей культур, была фигура славянина <...>. От него отщепляется его темный двойник. Сине-голубой ангел, одной рукой благословляя русского, другой указывает ему на странное существо, приближающееся к нему из небесных далей, — красного крылатого коня с лицом человека и восемью ногами»4. Таким образом, в представлениях антропософов «Славянский посвященный» изображался как человек, находящийся между ангелом и кентавром. Рудольф Штайнер возлагал на славян, в частности на русских, особую миссию — им следовало соединить в своей культуре духовный мистицизм Востока и материалистическое влияние Запада, а в результате подобного слияния должно было родиться истинное человеческое братство5. Именно подобным образом Василий Ватагин изобразил человека на своем эскизе. По каким-то причинам эта композиция была отклонена Котсом, однако эскиз он бережно сохранил в своем музее.

Антонина Нефёдова

1. Гаврилин К. Образ животного в искусстве. М., 2004. — С. 10.

2. Гаврилин К. Шаманизм, индуизм, теософия и художественное творчество В. А. Ватагина // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX — начала ХХ века. М., 2012. — С. 641–663; Гаврилин К «Святилища» русской теософии (от Черного моря до острова Капри) // Максим Горький и художественная культура символизма. К 100-летию Сказок об Италии»: Коллективная монография. М., 2017. — С. 46–62.

3. Ватагин В. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. М., 1980. — С. 68.

4. Волошина М. Зеленая Змея. История одной жизни. М., 2015. — С. 321.

5. Волошина М. Зеленая Змея. — С. 272..

Поделиться