En

Андрей Белый — ярчайшая фигура Серебряного века, поэт, прозаик, критик, теоретик символизма; с начала 1910-х — последователь Рудольфа Штaйнера, антропософ; крупнейший писатель среди русских мистиков и крупнейший мистик среди русских писателей XX века. Сын знаменитого математика, профессора, декана физико-математического факультета Московского университета Николая Бугаева.

Андрей Белый окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Хотя Белый вырос в среде позитивистски настроенных ученых и получил естественно-научное образование, он с юности испытывал тягу и склонность к мистическому: «Духовный голос внятно выговаривает мне многое, чему рассудок мой не дает мне объяснения. <...> Во мне подымается усиленная мистическая и эстетическая жизнь; мы <...> углубляемся в толкование Евангелия; мы подглядываем действие благодати в современности; наш мистический опыт этого времени — узнание апокалиптических переживаний в связи с “белым” цветом 1.

В 1912 году вместе с Асей Тургеневой познакомился с Рудольфом Штайнером, был очарован его личностью и воззрениями и вскоре решил связать с антропософией свою жизнь. В 1913–1914 годы ездил за Штайнером по Европе, слушал его лекции и занимался под его руководством оккультной практикой (был принят в эзотерическую школу): научился технике медитации и «выхождению» из физического тела. «Между сном и бодрствованием делались странные состояния со мной: я как бы свободно летал в каких-то пространствах; и — озирал окрестности 2, — вспоминал Белый. Эти переживания нашли отражение в серии рисунков, которые писатель рассматривал как «копии с духовно узренного» и как символы его «духовных узнаний».

В 1914–1916 годы Андрей Белый жил в Дорнахе, принимал участие в строительстве Первого Гётеанума: вырезал стамеской из разных пород дерева архитравы здания. В то же время антропософские идеи и образы вошли в его творчество, стали его неотъемлемой частью (повесть «Котик Летаев», философское эссе «Кризис жизни» и другие).

Осенью 1916 года Белый вернулся в Россию, чтобы распространять учение Штайнера: читал лекции, печатал статьи и эссе, в которых с антропософской точки зрения объяснял Первую мировую войну, революцию, намечал пути выхода России и мира из цивилизационного кризиса. Антропософскими идеями и образами, во многом восходящими к личному мистическому опыту, в 1920–1930-е пронизано и все творчество писателя.

В 1921–1923 годы Белый был в эмиграции в Германии, где у него произошел конфликт с западными антропософами, однако это не пошатнуло его приверженности штайнерианству.

В 1923 году Андрей Белый вернулся в Москву и даже после запрета антропософского общества оставался духовным лидером и идеологом московских антропософов. В 1931-м практически все антропософское окружение писателя было арестовано. Его самого, однако, не тронули, хотя материалы, свидетельствующие о мистических взглядах и антисоветской деятельности, выделили в отдельное судопроизводство. Вероятно, Белый просто не дожил до своего ареста.

Моника Спивак

1. Белый А. Материал к биографии // Литературное наследство. Т. 105: Белый А. Автобиографические своды. М., 2016. — С. 57, 65.

2. Белый А. Материал к биографии. — С. 256.

Поделиться