Стремление вернуться к живописной технике и лаконизму образов итальянского Кватроченто сопровождалось сюжетной стилизацией изображений, приближающихся к ранней европейской живописи той переходной эпохи, когда бытовые сюжеты начали проступать в религиозных. Подступая к решению этой задачи, Исупов — как художник ХХ века — шел в обратном направлении, придавая бытовым сюжетам религиозное звучание. В частности, в бытовом сюжете темперы «Мать и дети», изображающей двух женщин с младенцем и чуть более взрослым мальчиком, просвечивают характерные четырехфигурные композиции эпохи Возрождения, представляющие Мадонну с младенцем, Иоанна Крестителя и святую Анну. Подспудная интертекстуальность придает изображенным с этнографической точностью персонажам вневременную эпичность. Конкретная бытовая сцена, поставленная на самаркандском материале, приобретает библейское звучание, подобно многим картинам первой половины 1920-х годов Рувима Мазеля, на которых туркмены словно иллюстрировали книги ветхозаветных пророков.

Борис Чухович

Поделиться