En

Русская революция для Лидии Арманд (урожд. Тумповская; 1887, Санкт- Петербург, Российская империя — 1931, Ростовская область (?), СССР) стала началом «эры Великой духовности» в педагогике. Среди неразберихи и разрухи Гражданской войны эсерка, бывший депутат Учредительного собрания Арманд загорается фантастической идеей — основать вдали от большого города школу нового типа, сельскую коммуну, призванную «помочь подросткам... выработать из себя людей, для которых жизнь есть храм и мастерская, причем в храме они должны себя чувствовать и сопричастниками Божеству, и священнослужителями, и чернорабочими»1.

В апреле 1920 года Лидия Арманд вместе с единомышленниками — Софьей Герье, Варварой Иевлевой, Александром Касаткиным и Екатериной Чеховой — добивается разрешения на аккредитацию Пушкинской опытной школы- колонии II-й ступени в 36 километрах от Москвы. К «II-й ступени» относились дети 5–10 классов, готовые к сознательному выбору. Именно осознанность была важнейшим условием отбора. Другой определяющий критерий — уровень духовного восприятия ребенка.

Педагогическая теория Арманд строилась на антропософии. Учебный процесс требовал полной погруженности — ребенок не просто усваивал новые знания, но «проживал» их. Дети, как и наставники, постигали мир посредством личного интроспективного опыта, медитации и сложных техник рефлексии. Ключевая идея антропософии — духовное единство религиозных учений, искусства и науки. Составляя учебную программу будущей школы, Арманд записала в дневнике: «Идею космического единства лучше всего выявить через брамизм, идею эволюции формы — через буддизм, уважение к чистоте стихий и идеал воплощения чистоты в человеческой жизни в нравственности, в ритмичности, в гармонии с миром — через парсизм»2.

Факультативно, в зависимости от интересов детей, организовывались кружки рисования, изучения французского, английского, итальянского и эсперанто, драматического искусства, пластической гимнастики.

День в школе начинался с чтения духовной, философской или художественной литературы — Евангелия, трудов Рабиндраната Тагора, Поля Гогена, Джидду Кришнамурти, Петра Кропоткина, Льва Толстого. После этого воспитанники и учителя хором исполняли нечто вроде духовного гимна. Затем — работа на огороде или в поле. Во второй половине дня — занятия естественными и гуманитарными науками, кружки и вечернее чтение. Иногда перед сном Лидия Арманд рассказывала ученикам школы о жизни известных подвижников, мудрецов и революционеров.

Еще до открытия экспериментальной колонии Арманд упрекали в «аристократизме», в пристрастном отборе «лучших» детей, тогда как «колонии существуют для худших»3. Сообщество преподавателей и учеников школы носило крайне закрытый, почти эзотерический характер, а потому, конечно, никак не вписывалось в систему советского народного образования. Однако в 1920-е, столкнувшись с проблемой массовой детской и подростковой преступности, государство поощряло любые инициативы по воспитанию и содержанию беспризорных детей.

Осенью 1924 года после многочисленных проверок и ревизий школу закрыли. В том же году 12 ноября Арманд была арестована за принадлежность к «контрреволюционной организации “Теософическое общество”». Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 12 декабря 1924 года Лидия Арманд заключена под стражу. А уже 24 декабря, меньше чем через две недели, ей предъявлено обвинение в «антисоветской агитации и распространении ложных слухов». Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 27 февраля 1925 года выслана на Урал (в город Березов Тобольской области) сроком на три года.

 

Сергей Левочский

1. Арманд Е. Блаженны чистые сердцем. М., 2012. — С. 179.

2. Арманд Л. Дневники. Т. 1. Музей истории ГУЛАГа.

3. Подробнее см.: Арманд Е. Блаженны чистые сердцем.

Поделиться