Алексей Исупов родился в семье мастера по иконостасному делу. Работал в мастерских иконописцев (1903–1908), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1912), где получил серьезную академическую подготовку и увлекся импрессионизмом. Обычно его творчество делят на первый московский (до 1913), туркестанский (1915–1921), второй московский (1921–1926) и итальянский (1926) периоды. Деление это условно и привязано к фактам биографии. В годы Первой мировой войны был мобилизован в армию и волею судеб провел семь лет в Средней Азии. Затем работал в Москве, а в середине 1920-х, вследствие развития костного туберкулеза, был направлен на лечение в Италию, где оставался до конца жизни. На протяжении всех этих лет творчество Исупова развивалось в стилевом интервале между академизмом и импрессионизмом. Лишь однажды случился резкий вираж: самаркандская темперная серия 1921 года. Она настолько отличалась от всего, что Исупов делал до и после, что ее корректнее рассматривать как отдельный период творческой биографии художника.

Темперная серия характеризовалась отказом от разработки проблемы света, столь важной для академизма и импрессионизма. Лепка формы осуществлялась посредством внутренних градаций плоскостных монохромных цветовых пятен внутри графически четких контуров. Исчез и сочный многоцветный момент; художник отошел не только от своей прежней манеры, но и от всего, что разрабатывала европейская живопись со времен изобретения воздушной перспективы. В темперной серии очевиден возврат к стилистике икон и ранневозрожденческой живописи, когда предметы не отбрасывали теней, а световые отношения воспринимались внутренними свойствами изображенных объектов. Иначе как внешним толчком подобный внезапный сдвиг объяснить трудно. Таким импульсом могло стать сотрудничество с Даниилом Степановым, а затем и Кузьмой Петровым-Водкиным, участниками неформального кружка «прерафаэлитов Самарканда». Кроме того, для темперной серии характерно жанровое разнообразие. Здесь были этнографические портреты с множеством деталей, говорящих о ремесле и жизни персонажа («Чайханщик», «Комендант», «Ювелир» и другие), жанровые сцены («Семья», «После бани» и другие), изображения ритуалов (в частности так называемых ритуалов перехода («Невеста»)) и «портреты-иконы», в которых фигуры самаркандской жизни были укрупнены до уровня персонажей библейской или церковной истории. Что касается гендерной тематики, Исупов создал уникальные для «прерафаэлитов Самарканда» изображения полуобнаженных женщин («Мать с детьми»). При этом он не избежал интереса к теме андрогинных юношей («Музыкант с дутаром», «Юноша с книгой» и другие), чьи вытянутые тонкие пальцы напоминали раннюю живопись Тосканы, а выразительный изгиб шеи варьировал устоявшийся эротический мотив в творчестве художников степановского кружка.

Б. Ч.

Поделиться