Усто Мумин. Дружба, любовь, вечность (Старая Бухара). 1928
«Дружба, любовь, вечность (Старая Бухара)» — одна из ключевых работ в изобрази-тельном искусстве Узбекистана ХХ века. Известно, что, приехав в Узбекистан, Александр Николаев страстно увлекся Востоком: взял себе мусульманское имя — Усто Мумин, интересовался исламским мистицизмом, суфизмом.
Темпера иносказательно изображает братство жаждущих божественной любви душ (согласно суфийским представлениям, цель человеческого существования заключается в любви к Богу). Юноша справа держит в руках розу — символ этой любви. Стебель цветка — тернии, препятствия на пути любви к Всевышнему, бутон — благодать обретения Бога. Слева от юношей стоит кувшин — это, вероятно, также метафора познания Бога. У каждого человека есть кувшин, который он наполняет водой — любовью к Богу, своим пониманием Бога. За кувшином изобра-жены два седобородых старца, спускающиеся по лестнице, — те, кем станут юноши на склоне лет. Лица старцев спокойны и напоминают иконописные лики святых, постигших тайны бытия. На заднем плане, в арке, видны мазары (мавзолеи мусульманских святых) — символ вечности. Над мазарами летит аист, символизирующий любовь и преданность.
По словам самого Усто Мумина, эта работа рассказывает такую историю: в одном городе жили два юноши, два неразлучных друга. Но вот один из них отправился в дальнее путешествие, и следы его затерялись. Долго ждал второй юноша своего близкого друга и в итоге отправился на его поиски. Преодолев множество испытаний, юноша отыскал своего товарища. Друзья вновь обрели друг друга.
Художник подарил эту работу близкому другу — композитору Алексею Козловскому, для Козловского же позднее создал декорации к одному из важнейших его произведений — опере «Улугбек». Слова Усто Мумина известны благодаря вдове композитора Галине Герус-Козловской (рассказ записан востоковедом и музыко-ведом Александром Джумаевым).
Тигран Мкртычев