1861, Нижний Новгород — 1934, Ленинград

Корневые скульптуры. 1920-е
Дерево. 22 × 22 × 27 см; 29 × 20 × 17 см; 25 × 25 × 34 см; 27 × 16 × 15 см; 18 × 20 × 18 см; 30 × 26 × 46 см
Музей Органической Культуры, Коломна

Корневые скульптуры одного из лидеров русского футуризма Михаила Матюшина представляют собой уникальный пример сознательного возврата к Природе в эпоху исторического авангарда, более известную неудержимым восторгом перед Машиной. В готовых образцах творчества самой природы Матюшин увидел искомый им органический принцип движения, целиком совпадающий с формой и структурой материала, а в связи с законами природного роста задумался о новом, четвертом измерении пространства.

Понимая искусство как акт творения и как продолжение творчества Природы, он писал: «Камни — мои отцы», — утверждая единство законов живой и неживой природы. В таком восприятии мира как органического целого сам человек оказывался творческим материалом, но отнюдь не в смысле «формовки нового человека» — а в плане естественного развития возможностей человеческого организма. В 1920-е годы Матюшин возглавлял отдел органической культуры в Государственном институте художественной культуры (Гинхуке) в Ленинграде, где вместе со своими учениками исследовал потенциал расширения внимания, осязания, слуха, зрения (в том числе «расширенного смотрения» затылком и спиной), а также, будучи одновременно художником и музыкантом, изучал синестезию и взаимодействие цвета и звука.

Поделиться