1891, Брюль, Германская империя — 1976, Париж

Серия из 34 коллотипий (по соображениям сохранности она будет представлена поочередно, по 17 листов в каждый показ) была создана в 1926 году. Считается, что немецкий художник Макс Эрнст открыл технику фроттажа в 1925 году, когда пристально смотрел на деревянный пол в гостинице. Фантастические пейзажи и существа, возникающие на листах бумаги с различными подложенными под них предметами в результате штриховки карандашом, позволили Эрнсту совместить свой «внутренний образец» и внешний мир и представить фроттаж как художественную форму, наилучшим образом приспособленную для выражения активных отношений между человеком и внешним миром. Следует заметить, что дарвиновская теория эволюции лишь усилила сюрреалистическую веру в метаморфозы, и в «таксономии» Эрнста можно усмотреть тонкую критику в адрес чересчур линейного представления об эволюции форм жизни. «Естественную историю» символически завершает образ человека, стоящего лицом к стене; работа называется «Ева. Единственная, что осталась с нами».

Натирая грифелем бумагу в характерной для сюрреализма автоматической манере и позволяя тем самым бессознательному водить его рукой, Эрнст фиксировал отпечатки различных предметов, связанных с миром природы или созданных людьми, — листьев, хлебных корок, деревянных досок и проволочных сеток, а затем использовал воображение для их доработки.

В работе «Землетрясение» тонкие прожилки листа дерева преобразуются в расходящиеся волны землетрясения. В вводном тексте к «Естественной истории», представляющем собой образец автоматического письма, друг Эрнста художник Ханс Арп писал: «Это человек, который заменил будильник толчками землетрясения, дождь из драже — низвержением града. Когда тень человека встречается с тенью мухи, это вызывает потоп. Именно человек научил лошадей целоваться, как президенты».

Поделиться