род. 1982, Франкфурт-на-Майне. Живет и работает в Лондоне

Геомант. 2017
HD-видео, стереозвук. 48 мин. 15 сек.
© Lawrence Lek
Предоставлено художником и Sadie Coles HQ, Лондон
Работа создана по заказу Jerwood / Film & Video Umbrella Award

Используя технологию CGI (сгенерированных компьютером образов), художник Лоуренс Лек рассказывает футуристическую притчу, действие которой происходит в Сингапуре в 2065 году, а ее главный герой — космический спутник, мечтающий стать художником. Фильм предлагает задуматься, что произойдет, когда миром станет управлять искусственный интеллект и человечество утратит свою исключительность. В сложно устроенном, автоматизированном мире алгоритмы, рассчитанные на обработку огромных объемов данных, во многих отраслях деятельности смогут заменить человека, и тогда искусство останется его последним прибежищем. Но что, если эмоционально-осознанный искусственный интеллект обретет силу самовыражения, и творческий гений перестанет быть уделом людей? Цифровая 3D-анимация, озвученная синтезированным голосом, будто и сама является примером постчеловеческой эстетики, своего рода визуальным и интеллектуальным тренажером, предвосхищающим будущую узурпацию художественной сферы искусственным разумом.

(Анти)утопия Лека, представленная в его видео «Синофутуризм (1839–2046 AD)» (2016), вызвана к жизни растущим геополитическим влиянием Востока, в частности культурной трансформацией современного Китая. «Классический» западный футуризм с его отрицанием прошлого, культом скорости и промышленного развития сменяется тревогами и надеждами, связанными с развитием искусственного интеллекта и не-человеческим. Обыгрывая популярную в научной фантастике тему отношений человека и машины, Лек рисует быстро занимающуюся новую эру синофутуризма (от лат. Sina — Китай), предлагая видеть в ней не манифест или руководство к действию, а теорию заговора, помогающую понять сложное текущее состояние мира.

Поделиться