В своих последних работах Араин стремится к радикальному опрощению. В беседе с критиком Каэлен Уилсон-Голди он резко замечает: «Я сыт по горло авангардом и хочу с ним распрощаться. Абстракция считается феноменом искусства XX века. Но с исторической точки зрения она возникла 1200 лет назад в Дамаске. Европейцы не желают об этом слышать». Это добровольное расставание с контекстом современного искусства неразрывно связано с неверием Араина в западное понятие прогресса. С точки зрения Араина, прогресс часто служит оправданием насилия и эксплуатации колоний метрополиями. Прогресс также связан с ростом индивидуализма — того, что Араин зовет «нарциссическим эго», или «нарэго». «В своей нынешней работе я пытаюсь стать кем-то вроде горшечника, хотя я и не могу исключить определенный идеологический уровень, скорее имплицитный, чем эксплицитный», — комментирует художник. Неудивительно, что своим собеседником Араин избрал Малевича. Рассуждая о фигуративном искусстве в целом, Малевич язвительно писал о художниках старой формации, которые вносят «индивидуализм» в искусство «под маской цвета бездарных линий». Разделение «Черного квадрата» на основные цвета, которое осуществляет Араин, совпадает с тем, как Малевич понимал логическое продолжение супрематического ви́дения. Он сравнивал «Черный квадрат» с «туннелем ночи», цвета же, по его словам, «будут семафорами, будут освещать новые пути». Та версия идеи равенства, которую Араин формулирует в контексте постколониальной борьбы, служит ярким примером нового пути развития искусства.

Поделиться