Ленин — один из самых стабильных образов в искусстве Пепперштейна, происхождение которого, конечно, связано с первым походом художника, еще в детском саду, в мавзолей. Мавзолей и сейчас, по мысли Пепперштейна, один из самых завершенных, полноценных проектов русского авангарда в силу сочетания абсолютной архаики и устремленности в будущее. Однако в раннем возрасте поход в мавзолей спровоцировал безотчетную любовь к Ленину, который превратился в сказочного персонажа, обитающего в параллельной реальности, стал своего рода духом, к которому можно взывать и обращаться. Мистические обращения к Ленину ритуализировались уже в более позднем возрасте; он также появлялся в текстах, художественных произведениях и т. д. Вполне соответствуя образу некой сверхсущности, Ленин, лежащий с прекрасной барышней, как в сказках про всех спящих красавиц, обещает человечеству свое скорое чудесное воскрешение.

«Не столько смерть, сколько волшебный сон был здесь экспонатом. В храмовом пространстве мавзолея нельзя было остановиться, данная модель вечности предполагала лишь мимолетное соприкосновение с ней» (П. Пепперштейн «Эксгибиционист»).

Саркофаг — кстати, выполненный по эскизу Константина Мельникова — неслучайно расположен в лиственном зале: плоский орнамент, так или иначе присутствующий на всей выставке, вдруг, словно достигая апогея, обращается в реальный, тактильный, издающий тихое убаюкивающее шуршание.

Поделиться