Как следует из названия, главный сюжет выставки строится вокруг отношений между словом и образом, исключительно важных для Бротарса понятий, который до сорока лет был поэтом. Его первая выставка открылась в брюссельской галерее «Сен-Лоран» и была скорее провокацией, ироничным жестом со стороны художника. В приглашении значилось «…Я тоже подумал: могу ли я что-то продать и добиться успеха?.. У меня возникла идея создать что-то притворное, неискреннее, и я сразу же принялся за работу…» Однако все обстояло несколько сложнее.

Слева от входа в галерею «Скайлайт» вы видите ряд панелей с изображениями черных прямоугольников — это произведение Бротарса тысяча девятьсот шестьдесят девятого года. Название работы совпадает с названием поэмы французского поэта-символиста Стефана Малларме «Бросок костей никогда не исключает случайность». Почему именно Малларме, который стал одной из важнейших фигур для Бротарса, и «Бросок костей…» в частности? Это поэма тысяча восемьсот девяносто седьмого года, опубликованная только в тысяча девятьсот четырнадцатом году представляет собой двадцать страниц верлибра с нетрививальной визуальной структурой: слова набраны разными гарнитурами и кеглем, разделены значительными пробелами, «цезурами», строки смещены, расстояния между ними варьируются вне всякой системы. Таким образом поэтическое произведение приобретает ощутимую, внятную визуальную форму. Для Бротарса это стало выражением того, как поэзия буквально преодолевает физическое пространство, входит в него, становится фактом видимой и ощущаемой реальности. Это важнейшее положение, которое во многом определяет метод Бротарса, часто дает ключ к интерпретации его произведений. Черные «слепые» прямоугольники, затемняющие слова Малларме и формирующие изысканную черно-белую структуру, — это своего рода логическое завершение жеста французского поэта, окончательный вывод текста в физическое пространство, когда он становится полноценным визуальным произведением.

Поделиться