En

Любовь Попова. Эскизы для ткани. 1923–1924
Бумага, гуашь. 21 × 17,5 см (экспонируется в сентябре–ноябре); 
13,4 × 10 см; 13,4 × 10,2 см (экспонируются в декабре–январе)
Частное собрание

Варвара Степанова. Проект рисунка для ткани. 1924
Бумага, гуашь. 19,4 × 34,7 см
Частное собрание

Образец ткани. 1924
Реплика 1990 года
Частное собрание

Варвара Степанова за рабочим столом в платье из ткани, выполненной по рисунку Любови Поповой. 1924
Фото: Александр Родченко
Выставочная копия
Предоставлено Александром Лаврентьевым

Варвара Степанова в халате из ткани, выполненной по ее рисунку. 1924
Фото: Александр Родченко
Выставочная копия
Предоставлено Александром Лаврентьевым

Одной из успешных реализаций концепции производственного искусства стал опыт 1-й ситценабивной фабрики в Москве. Откликнувшись на призыв директора фабрики Александра Архангельского, опубликованный в газете «Правда», конструктивисты пришли на производство, чтобы дать молодой советской индустрии новые рисунки для ситцев. В программной статье «От картины к ситцу» теоретик ЛЕФа Осип Брик отмечал, что «ситец и работа на ситец являются вершинами художественного труда». Самым продуктивным оказался вклад Любови Поповой и Варвары Степановой — у каждой из художниц порядка двух десятков эскизов с геометрическими орнаментами были пущены в реальное производство. Попова признавалась, что никогда еще не испытывала такого удовлетворения, как при виде деревенской бабы, покупающей себе на платье кусок ее материи. И хотя позднее Степанова критически отзывалась о «линии украшательства», применении к готовой ткани декоративного рисунка, обеим художницам удалось открыть в минимальном наборе художественных средств беспредельный творческий потенциал, а их рисунки, состоящие из прямых и циркульных линий и выполненные в двух-трех плоских цветах, напоминают позднейшие опыты минимализма и оп-арта.

Екатерина Лазарева

Поделиться