Ёсико Симада
(Род. 1959, Татикава, Япония. Живет и работает в Тибе, Япония)

Становление статуей японской женщины для утешения.
2012/2021

Видеодокументация перформанса (8 мин. 3 сек.), хромогенная печать, дибонд. Размеры варьируются
Предоставлено художником

Лондон, 2012 год. Маленькая женская фигура с заклеенным ртом неподвижно сидит рядом с пустым стулом у входа в посольство Японии. Мало кто обращает на нее внимание. Это художница Ёсико Симада, замаскированная под бронзовую статую. Она просидела так целый час в рамках перформанса-интервенции, который впоследствии повторит в других публичных пространствах в Японии и за рубежом. Трансформация в статую помогла одной давней нерассказанной истории обрести звучание и получить новое — более интимное — воплощение, одновременно став формой прямого протеста против решения японского правительства снести установленный годом ранее перед посольством Японии в Сеуле бронзовый памятник так называемым женщинам для утешения. Этим термином обозначают женщин, в основном из Кореи и Китая, которые находились в сексуальном рабстве и обслуживали японских солдат в военных публичных домах по всей Азии во время Второй мировой войны. Всего таких женщин было около двухсот тысяч.

Длительные безмолвные интервенции Ёсико Симады, которые она продолжает и сегодня, — эффективный жест устойчивого сопротивления беспристрастной прерогативе времени, захваченного власти предержащими и превращенного в инструмент селекции, способный размывать, отделять, отчуждать и стирать. С 1990-х художница критически осмысливает роли, отводившиеся женщинам в Японии во время войны, с позиций феминизма. Она пытается описать само явление женщин для утешения и рассказать об их опыте так, чтобы это стало частью общей истории. Своим творчеством Ёсико Симада подчеркивает, что эта проблема выходит за рамки сугубо национальной политической повестки, вскрывая тот факт, что среди женщин для утешения попадались и японки, о чем японское правительство и общество предпочитают умалчивать. По словам художницы, это лишь подтверждает, насколько глубоко укоренены в социуме табуизация женского опыта и стигматизация женщин — жертв сексуального насилия.

СК

Поделиться