Тэцуя Нода
(Род. 1940, префектура Кумамото, Япония. Живет и работает в Касиве, Япония)

Дневник.
1973–2019

Японская бумага, ксилография, шелкография. Размеры варьируются
Предоставлено художником

Тэцуя Нода ведущий, а по многим оценкам даже самый значимый из ныне живущих японских современных художников. Нода получил известность в первую очередь как создатель эстампов, тогда как на самом деле разработанная им техника намного сложнее и затрагивает разные смысловые уровни. С 1968 года художник создает свою визуальную автобиографию в цикле «Дневник», выбирая предметом исследования привычные, извлеченные из повседневного обихода вещи. Произведения Ноды —безупречные сами по себе — это шелкографии на отлитой вручную бумаге, которые он печатает при помощи мимеографической машины середины XX века. Работы из этой серии, насчитывающей более 500 вещей, представляют собой редкий для сегодняшнего дня вариант натюрморта, на поверхности которого застывают сюжеты, передающие современность и заставляющие задуматься о бренности каждого момента, неумолимо становящегося историей.

Особым образом начатая Нодой еще в детстве практика визуального комментирования окружающего мира резонирует с современностью, с нынешним глобальным увлечением демонстрацией своей жизни в социальных сетях. Однако проект жизни Ноды не имеет оценочных коннотаций, в задачу художника не входит предъявлять свою жизнь «витринно», в намеренно приукрашенном или драматичном виде. Объектом интереса становятся не только люди (дети Ноды и другие члены его семьи), но и актуальные социально- политические события и вещи, составляющие его повседневность, как, например, фрукты, которые он с любовью и тщанием выращивает на своем огороде. Таким образом, продолжительный труд художника в саду также включается в создание произведения наряду с последующими техническими манипуляциями с фотоизображением.

АМ

Поделиться