Сунь Фужун
(Род. 1961, Ханьдань, КНР. Живет и работает в Пекине)

Десятилетие. Из серии «Искусывание».
2003–2005

100 комплектов одежды из хлопка, металлические вешалки. Размеры варьируются
Предоставлено художником

Сунь Фужун — художница-самоучка, использующая в своей практике традиции народного искусства, в том числе вырезание из бумаги и шитье. Работать над своей первой — и самой известной — серией инсталляций «Искусывание» она начала в 2003 году. Каждая инсталляция представляет собой «армию» из ста комплектов китайской рабочей и армейской униформы, тщательно, в течение нескольких лет, кусочек за кусочком, лоскут за лоскутом выстриженных самой художницей, как будто они искусаны или погрызены. Эта работа — своего рода акт экзорцизма — изгнание травматичного культурно-исторического опыта, который олицетворяют эти одеяния. Вместе с этим инсталляция пронизана горечью от воспоминаний о молодых людях поколения художницы (и эмпатии к ним), вынужденных, как и она, жить в нищете и голоде. Но чем дольше смотришь на силуэты, тем больше они напоминают не армию, а хор, который вот- вот запоет.

Фужун вспоминает, что культурная революция вызвала у нее, в то время школьницы, сильное внутреннее сопротивление любым революционным и политическим инициативам: так называемый костюм чжуншань чжуан (разновидность френча), униформа китайского общества того времени, было трудно достать, его шили самостоятельно, при необходимости латали — снова и снова на протяжении многих лет. «Мы, китайцы, — пишет Сунь, — очень трудолюбивы, бережливы и живучи. Вечером мы снимаем одежду, стираем и снова надеваем на следующий день».

СК

Поделиться