Хэ Юньчан

Один метр демократии.
2010

Хромогенная печать, дибонд.
Шесть частей, 41,5×27,5 см каждая
Предоставлено художником

В Китае, где, кажется, все контролирует правительство, тело остается единственной возможной формой протеста. Как политика отражается на физическом теле? Короткий, но эмоционально и визуально эффектный перформанс Хэ Юньчана «Один метр демократии» сконцентрировал в себе многовековую тоску по демократическим идеалам. Это нечастый пример откровенно политического произведения в творчестве китайского художника. 10 октября 2010 года Хэ сделал на собственном теле без анестезии надрез длиной в один метр — от ключицы до области чуть ниже колена. Решение художник принимал самостоятельно, предложив, однако, перед этим 25 людям проголосовать за или против перформанса. Таким образом, шрам Хэ (явно отсылающий к линии жизни на ладонях) появился в результате того, что двенадцать человек отдали свой голос за него. При этом все 25 опрошенных, в том числе те десятеро, что проголосовали против, обязались стать зрителями перформанса. Легче ли наблюдать за претворением в жизнь чего-то, что выбрал ты сам? И становится ли менее больно от осознания того, что собственно боль выступает метафорой — проводником демократических механизмов?

Задавая множество сложных вопросов, работа Хэ также заставляет задуматься, возможно ли быть всегда полностью готовым к внешним и внутренним силам, оказывающим влияние и заставляющим человека действовать. Жест художника, похоже, демонстрирует, что порой мы — вне зависимости от желания или нежелания — оказываемся в ситуации, когда приходится принять трудное решение и реализовать его посредством собственного тела.

СК

Поделиться