Джино Де Доминичис

Без названия (Попытка полета).
1969. Печать 2021

Пигментная печать. 48×67 см
Предоставлено галереей Lia Rumma, Милан

Один из самых разносторонних и многомерных итальянских художников второй половины ХХ века Джино Де Доминичис оставил масштабное художественное наследие, заметная часть которого в той или иной степени обращается к теме вечности, тщетности и бессмертия. «Без названия (Попытка полета)» не исключение, а иконический пример. Видео, на котором человек тщетно пытается взлететь, сопровождается комментарием художника: «В течение трех лет я повторял одно и то же. Вероятно, я никогда не научусь летать, но, если я попрошу моего сына, а он — своих сыновей, вероятно, один из моих потомков поймет, как летать».

Обычно Де Доминичис категорически запрещал фотографировать свои произведения и не давал к ним комментариев, в случае «Попытки» он говорит: «Может быть, потому, что я умею плавать, я решил научиться летать». Все его творчество построено как раз на таких неразрешимых противоречиях и свидетельствует о том, что все элементы мира тесно взаимосвязаны. Как никто другой, Де Доминичис понимал, что основная тема его художественных поисков — бессмертие — органично приводит к столкновению с самой природой, устроенной в соответствии с нерушимыми законами физики, о которые разбивается любая попытка человека выйти за пределы своих возможностей. Вместе с тем «Попытка полета» также включает в себя элемент, неразрывно связанный с самой субстанцией времени. Художник, сознавая неразрешимость проблемы, делегирует последующие попытки своим потомкам, устремляя перформативное начало работы в вечность. Вечность, определяемую существованием и продолжением рода, а ведь, по сути, единственный доступный человеку способ обыграть смерть — это жить в своих потомках.

АМ

Поделиться