Женщины в профессии оформителя витрин
В этом проекте особую роль играют женщины: построившие успешную карьеру в индустрии дизайна витрин (Кора Сковил, Марта Шён), пришедшие из неожиданных областей (Мэри Блэр, Кете Крузе) или подрывавшие ее изнутри (Линн Хершман Лисон). Два манекена-марионетки Саши Моргенталер, сидящие рядом друг с другом, являются ключевыми экспонатами данного раздела, соединяя в себе множество разных тем, затронутых выставкой.
Символические отношения женщины-художницы и манекена всегда были сложными. Женский манекен несет в себе психологическую нагрузку: воплощая идеальное статичное состояние женственности, он часто подменяет саму женщину. В иерархичной системе искусства присваиваемый объект — в данном случае манекен — обычно характеризуется как наивный, не осознающий себя как актора и неспособный постоять за себя.
Использование манекенов в искусстве отсылает к наследию сюрреалистов, от шовинизма которых отталкиваются художницы. Тем не менее, существует представление о том, что престижность вещи повышается в художественном контексте. Это представление отражает традиционную иерархию занятий в искусстве. Согласно этой иерархии, изобразительное искусство занимает место «над» прикладным, а следовательно, и мужская субъективность доминирует «над» женской. Люси Маккензи отмечает: «Именно потому, что манекены искусственные, а в модернистской картине мира это значит — фундаментально женские, мужские магазинные манекены всегда вызывали некоторый дискомфорт. Находясь в поле двойного противоречия, они, с одной стороны, выглядят “cлишком гомосексуально” и “немужественно”, а с другой — пугающе одиноко».
Исторически работа дизайнера витрин позиционировалась как мужская, словно еще больше усиливая гендерно-ролевое разделение на чувствительных женщин — потребительниц товаров по одну сторону стекла и образованных мужчин, ловко и с выгодой для себя манипулирующих женскими желаниями, по другую. С манекенами часто шутливо сравнивали девушек-продавщиц, высокомерно подчеркивая их исключительно служебную роль в процессе продажи.
В силу того что в европейских и американских арт-школах дизайн витрин как дисциплина умышленно маскулинизировался, получить диплом с правом работы в ночные смены женщине было непросто. Именно поэтому большинство выдающихся женщин-дизайнеров приходили в профессию из других областей. Например, Мэри Блэр работала иллюстратором у Диснея, Саша Моргенталер и Крузе изготавливали кукол, Хершман Лисон была художницей, работавшей со множеством жанров.