Из-за нехватки оборудования, в том числе магазинных манекенов западного типа, в Советском Союзе придумывали альтернативные способы показа одежды. В Москве советские модельеры демонстрировали свои работы во время модных показов, проходивших дважды в день в ГУМе и Доме моделей на Кузнецком Мосту. Однако зрители могли приобрести только бумажные выкройки моделей и ткани, которые можно было найти в ГУМе, чтобы потом самостоятельно сшить из них вещи или пойти более долгим путем, заказав пошив в официальном ателье или у портнихи. Из-за бюрократии, царившей в легкой промышленности, советское государство не могло обеспечить население большим количеством товаров — зато могло предоставить людям средства для индивидуального производства вещей своими силами.

Этим изобретательным и хитроумным находкам советского периода (в частности, оригинальным способам демонстрации текстиля) посвящен новый проект Atelier E.B — скульптура «ГУМ», созданная для московской версии выставки «Прохожий». Перед художницами стояла сложная задача. В первую очередь они хотели выстроить очевидную для зрителя связь между архивными материалами об истории универмага ГУМ и нынешнем временем, воплотив ее в причудливых блеклых драпировках, изгибах и складках тканей. Кроме того, скульптура выражает этический дух бренда Atelier E.B, в частности, желание Маккензи и Липскомб уделять больше внимания свойствам самой ткани, а не моделированию одежды. Этой работой художницы затрагивают целый комплекс проблем, связанных с историей советской моды, — таких, как реалии производства и распространения товаров в условиях скудных бюджетов, униформа женственности в СССР, а также идеологический дискурс, сложившийся вокруг моды как сферы, максимально отражающей желания индивидуального потребителя.

Поделиться