«Амаравелла»
«Амаравелла» — группа фантазийных художников-интуистов, также называвших себя космистами. Участники «Амаравеллы» находили вдохновение в первую очередь в пространстве духовного, внеземного, мистического. Коллектив складывался стихийно. Он появился благодаря встрече в 1922 году молодого и вдохновленного такими именами, как Кандинский, Рерих и Чюрлёнис, Бориса Смирнова-Русецкого с Петром Фатеевым. Последний продвинулся в своих мистических поисках довольно далеко — он свободно говорил о теософии, а также пропустил через себя и свое творчество мистическое учение Петра Успенского, описанное в книге «Четвертое измерение».
Чуть позднее Русецкий познакомился с художником и музыкантом Александ- ром Сарданом. Встреча произошла в Музее живописной культуры — напротив «Черного квадрата», который и стал поводом для беседы. Уже позже в 1924 году к группе присоединилась художница, поэтесса и актриса Вера Пшесецкая, работавшая под псевдонимом Руна. Ее отличала большая страсть к мистике и культуре Египта с зашифрованной в ней тайне Таро. Увлечения Пшесецкой можно объяснить в том числе ее, хоть и недолгим, браком с Петром Успенским, знаменитым в московских кругах мистиком и оккультистом, сподвижником Георгия Гурджиева. В 1926 году в «Амаравеллу» вошел Сергей Шиголев, а чуть позднее — по случаю одной из немногих зарубежных выставок (Всемирной выставки современного искусства в Нью-Йорке, 1927) — Виктор Черноволенко.
В связи с международным групповым проектом, участие в котором стало возможным не без помощи Рериха, группа задумалась о названии и мани- фесте. Название «Амаравелла» подсказывает Сардан (по другим источникам Рерих), в переводе с санскрита это слово соответствует «понятиям “пространство”, “океан” или “излучение”, “расширение” и связывается с энергией творческого характера»1. Художники искали общие основания творчества: «Мы прокламировали (и позже попытались сформулировать свое кредо в “манифесте” <...>) то, что зовется творчеством жизни, то есть претворение познания в жизнь — идеи, высказанные и у Андрея Белого, и у Тагора, и в теософских работах»2. Вместе с названием были сформулированы «исходные точки творчества группы “Амаравелла”»:
- Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
- Научить этому нельзя.
- Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.
- Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
- В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.
- Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их мысль будет достигнута3.
Судьба «Амаравеллы» сложилась трагически. В 1930 году была арестована Руна — ее художественное наследие почти утрачено. В том же году в заключение попал Сардан, после освобождения практически оставивший творчество, но занявшийся созданием научно-популярных фильмов («В мире кристаллов» и другие). Черноволенко с началом войны пришлось оставить искусство (к нему удалось вернуться только на пенсии), художник начал работать на военном заводе. Шиголев стал мультипликатором, но в 1942 году был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941-м, провел в заключении 14 мучительных лет. Фатеев же до конца своих дней оставался замкнутым и закрытым для мира, принципиально не искал возможностей показывать свое искусство публично.