1622, Амстердам — 1678, Венеция

Пейзажи голландца Карела Дюжардена отличает интерес к сельской жизни, пасторальный характер которой подчеркнут почти идиллическим единением людей и животных, а также усвоенным во время поездки в Италию (в которой он впоследствии провел остаток жизни) солнечным колоритом. Любопытно, что в «Пейзаже с домашним скотом» человеку отводится скромное место рядом с красивыми, сильными и добрыми домашними животными, которые являются подлинными героями картины. Такое гармоничное сосуществование человека с другими видами и с окружающей средой уже в эпоху Дюжардена было окрашено ностальгической тоской по подлинной связи с Природой, восходящей к античной идиллии и предвосхищающей позднейшие «возвраты к Природе» — от просветителя Жан-Жака Руссо до современных теоретиков неолуддизма.

В 1780 году эта картина была приобретена Екатериной II, пополнив будущее собрание Государственного Эрмитажа, затем в рамках предпринятой правительством СССР, нуждавшимся в валюте, распродажи эрмитажной коллекции в 1929–1934 годах она оказалась в Европе, где в 1932 году была продана берлинской галереей Ван Димен сталепромышленнику из Южной Германии и уже в наши дни вернулась от его наследников в Россию.

Поделиться