род. 1936, Кёльн. Живет и работает в Нью-Йорке

Циркуляция. 1969
Вода, воздух, циркуляционный насос, пластиковые трубки, соединители. Размеры варьируются
Предоставлено художником и галереей Paula Cooper, Нью-Йорк

Воссозданная из новых материалов инсталляция Ханса Хааке относится к периоду его работы с простейшими природными элементами — водой, светом, ветром — и увлечению закрытыми системами, напоминающими живые, постоянно меняющиеся организмы. «Циркуляция» находится в непрерывном движении и отвечает концептуальным установкам художника: «…создай что-то неопределенное, постоянно меняющее вид, с непредсказуемой формой; <…> создай то, что живет во времени и заставляет “зрителя” ощутить время; <…> сформулируй нечто Естественное».

Эти положения из «Заявления без названия» (1965) впоследствии стали ориентиром для многих экохудожников, а сам Хааке, известный в первую очередь как родоначальник институциональной критики, является важным представителем искусства энвайронмента. В отличие от многих коллег-современников, он не впал в романтизацию и объективацию «первозданной Природы», а ввел представление об экологии как системе, неотделимой от политических, экономических и социальных отношений. В 1969 году художник принял участие в исторической выставке Earth Art («Земляное искусство») в Корнельском университете, представив работу «Трава растет», и увлекся настоящими «живыми системами» в «Вылупляющихся цыплятах» и «Муравьином кооперативе» (обе 1969). «Очистная установка для воды Рейна» (1972) продемонстрировала системный экологический подход — вместе с акриловым бассейном с очищенной речной водой и золотыми рыбками Хааке выставил «Триптих канализации Крефельда». В этой работе — «социальной системе в реальном времени» — художник перечислил предприятия — источники загрязнения речной воды, обратив общественное внимание на причины нарушения экосистемы. Так что именно природные процессы стали естественным источником его понимания искусства как общественной системы, не существующей автономно от жизни за музейными стенами.

Поделиться