Шпалера неизвестного мастера
Неизвестный мастер
Шпалера в стиле feuilles de choux. Шпалерная мануфактура Граммона (Фландрия). Середина XVI века
Шерсть, шелк. 320 × 380 см
Частное собрание
Самым старинным из представленных на выставке произведений является шпалера, сотканная в середине XVI века в городе Граммон (ныне — Герардсберген, Бельгия) в модном для той эпохи стиле feuilles de choux (франц., букв — капустные листья). Придя на смену более раннему стилю «тысячи цветов», millefleur, стиль «капустных листьев» (на самом деле изображающий листья средиземноморского сорняка, аканфа), отразил новое понимание природы — уже не изящно-условной и подвластной человеку, а буйной и дикой, словно вышедшей из-под контроля. В контексте выставки эта шпалера, созданная неизвестным мастером, представляет ранний и редкий пример своеобразной эмансипации природы.
Изображение животных и птиц на фоне зелени относится к жанру вердюры (от франц. verdure — зелень, трава, листва), и это понятие впоследствии даже стало синонимом шпалеры как предмета прикладного искусства. Вердюра из Граммона посвящена сравнительно редкому сюжету — напряженному противостоянию двух экзотических кошачьих, леопарда и тигра. Вместе с наблюдающей за ними волчицей, они могут, как у Данте, выступать аллегориями человеческих страстей, или в духе античности служить символами силы и ярости. Именно с модой на античность связывают появление крупнолистого аканфа в шпалерном искусстве; на манеру аль’антика указывают и гротескные маскароны, выглядывающие из обрамляющих сцену цветочных и фруктовых гирлянд. Такие причудливые, комичные, даже нарочито уродливые маски, в античности служившие указанием на мистическую, таинственную природу действительности, в эпоху Возрождения стали восприниматься как нарочитое искажение существующей нормативной формы. Их происхождение из античных «гротов» (пещер) в XV веке дало название понятию «гротеск».