род. 1933, Токио; живет и работает в Нью-Йорке

Отрез. 1964
Перформанс
Предоставлено автором

Пионер перформанса Йоко Оно одна из первых стала использовать инструкции как метод создания произведений искусства. Ставшие общим местом во «Флюксусе» и концептуализме так называемые event scores, или дословно «партитуры событий», в версии Йоко Оно по воздействию и парадоксальности зачастую напоминают дзенские коаны. Так, антивоенный перформанс 1964 года «Отрез», во время которого зрители были приглашены подняться на сцену и срезать с неподвижно сидящей художницы лоскут одежды, сочетал в себе как пацифистский посыл, так и подспудно проявленные агрессию и насилие. Неоднократно повторенный в разных городах мира перформанс, или, как его иногда называла художница, стриптиз-шоу, быстро стал классикой феминистского искусства (чему поспособствовала песня Woman is the Nigger of the World, написанная Йоко Оно совместно с Джоном Ленноном несколько лет спустя). В «Гараже» знаменитый перформанс, представляемый еще и как своеобразный «потлач ткани», будет исполнен художницей Анастасией Потемкиной и пройдет в последний день работы выставки, 27 января 2019 года. Платье для художницы будет сшито из хлопковой африканской ткани с ярким восковым принтом. У набивного батика из Сенегала сложная история. В XIX веке голландские колонизаторы наладили в Индонезии промышленное производство ткани, имитирующей традиционный батик. Однако нововведение не прижилось, и предприниматели были вынуждены экспортировать свое изобретение из Индонезии в Западную Африку. Там цветные ткани быстро обрели популярность и впоследствии стали одним из символом национальной борьбы за независимость.

Ярослав Воловод

Поделиться