Таслима Акхтер
род. 1974, Дакка; живет и работает в Дакке
Rana Plaza. 2013–2018
Цифровая печать. Размеры варьируются
Предоставлено автором
В 2013 году фотография Таслимы Акхтер «Последние объятия» привлекла внимание масс-медиа к условиям работы в потогонных текстильных цехах Южной Азии. Снимок получил третье место на конкурсе World Press Photo, вошел в десятку самых важных фотографий года по версии журнала Time. В отличие от многих профессиональных фотографов, Таслима Акхтер находится по одну сторону баррикад с теми, кого снимает. Она — президент политического движения «Солидарность текстильных работников Бангладеш» и с середины 2000-х участвует в борьбе за права работниц текстильной промышленности Бангладеш, дает им право голоса посредством публикаций в СМИ и устраивает митинги и акции протеста. Труд на подобных фабриках — тяжелая и плохо оплачиваемая работа (минимальная заработная плата составляет 5300 так в месяц, это около 4200 рублей) — для многих женщин страны является единственной альтернативой домашнему труду, у которого нет ни выходных, ни свободного времени.
«Последние объятия» — трагическое свидетельство структурного кризиса в текстильном производстве. Фотография сделана после обрушения здания 24 апреля 2013 года, четыре этажа которого занимали цеха, производившие предметы «быстрой моды» (fast fashion) для европейских брендов и ритейлеров (Benetton, Mango, El Corte Ingles и других). Менеджеры цехов грозили работникам увольнением даже после того, как по зданию, не приспособленному к вибрации тяжелых станков, пошла трещина.
Владелец фабрики, Сохель Рана, близок правящей партии Бангладеш. Он находится в заключении за неправильно заполненную налоговую декларацию, дата суда за катастрофу Rana Plaza пока не назначена. Одной из задач Таслимы Акхтер стала поддержка памяти о трагедии, унесшей жизни 1134 человек: на самых последних ее фотографиях можно увидеть полотно с портретами жертв, вышитое их родственниками. Это полотно демонстрировалось в 2018 году на площади перед Rana Plaza в пятилетнюю годовщину катастрофы. Таким образом, благодаря Акхтер в Бангладеш происходит разработка политики памяти, которая близка европейской по смыслу, но идет со стороны политической оппозиции и низовых инициатив.