Шифра Каждан и Ксения Перетрухина
род. 1973 и 1972, Москва; живут и работают в Москве
Да здравствует искусство Татлина!, 2000/2018
Видео. 4 мин. 44 сек.
Автор идеи: Ксения Перетрухина
Реконструкция костюмов: Шифра Каждан
Участники: Александра Аракелова, Марсел Вассен, Талия Веркадэ, Валентин Дьяконов, Андрей Кияница, Екатерина Корюкина, Алексей Лобанов, Александр Радзиевский, Полина Таршис, Сергей Щербаков
Операторы: Виктор Дурандин, Андрей Кириллов, Ирина Маликова
Фотографы: Тимур Багов, Олег Шагапов
Предоставлено авторами
Почти одновременно с появлением «белых» — одетых в комбинезоны химзащиты персонажей группы «Фабрика найденных одежд» — художественная общественность Москвы и Петербурга 1990–2000-х познакомилась с другим явлением белой одежды — сшитыми из бумаги костюмами Шифры Каждан, которые балансировали на границе современного искусства, театра и показов альтернативной моды. Одной из самых ярких манифестаций этой «бумажной практики» стал прошедший 23 и 24 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге перформанс «Да здравствует искусство Татлина!», режиссером которого выступила Ксения Перетрухина. Его участники, одетые в выполненные Каждан бумажные реконструкции нормаль-одежды Татлина, бродили по крышам, всматривались в горизонт и шагали по Дворцовой площади с транспарантом «Татлин». Вслед за бумажной архитектурой 1980-х бумажная одежда Каждан как будто устанавливала не только художественную, но и эмоциональную связь с конструктивизмом 1920-х и вместе с тем намекала на призрачную эфемерность авангардистской утопии — в частности утопии Татлина по упразднению моды и обеспечению широких масс комфортной и практичной одеждой. Телефильм по материалам перформанса в том же году был показан на канале ОРТ в программе «Гении и злодеи: Владимир Татлин», а специально для выставки «Ткань процветания» художники создали новую видеоверсию документации перформанса.