En

1897, Мюнхен — 1983, Цюрих

Гунта Штёльцль, Пасха 1929 года. 1929
Выставочная копия
Предоставлено Моникой Штадлер и Яэль Алони

Образцы тканей, изготовленных Гунтой Штёльцль. 1930-е
Бумага, образцы ткани. 18 × 26,5 см; 18 × 26,5 см; 18 × 26,5 см; 27,8 × 20 см
Предоставлено Моникой Штадлер и Яэль Алони

Китти ван дер Мейлл Деккер за ткацким станком в Баухаусе в Дессау. 1932
Фото: Зента Гёрке, Баухаус
Выставочная копия
Музей текстиля, Тилбург

В статье 1928 года «От костюма к рисунку и ткани» Варвара Степанова мечтала, чтобы работа художника в текстильной промышленности состояла не в «прикладывании к готовой ткани декоративного рисунка», а в изобретении новых способов окраски и обработки ткани, внедрении новых материалов. Такого рода эксперимент смогли осуществить в лабораторных условиях немецкой художественно-промышленной школы Баухаус, где Гунта Штёльцль в 1926 году возглавила ткацкую мастерскую, став первой женщиной-профессором. В центре текстильных практик Баухауса, реализуемых преимущественно женщинами-художницами вручную на ткацких станках, также были абстрактные орнаменты, только здесь они создавались не печатным способом (с металлических валов на дешевом ситце или с деревянных блоков на дорогом шелке), а в самой технике ткачества — за счет переплетения разноцветных нитей. Ткани Баухауса мыслились как прототипы для промышленного производства и, подобно конструктивистским, стремились отвечать требованиями функциональности и утилитарности. При этом «женский отдел», как называла Штёльцль свою мастерскую, вдохновлялся традиционным перуанским текстилем и внедрял новые материалы, в частности разрабатывал звукопоглощающие и светоотражающие ткани. В 1931-м, за два года до закрытия Баухауса нацистами, Гунта Штёльцль как жена еврея (архитектора Ари Шарона) была уволена и вынуждена эмигрировать в Швейцарию, где продолжила заниматься ткачеством.

Екатерина Лазарева

Поделиться