Всемирные выставки: серая зона между манекеном и скульптурой
Паскуале де Антонис использовал скульптуры в качестве моделей для своих фотографий. Робер Кутюрье создавал по индивидуальному заказу манекены, похожие на статуи (похожие на те, что изображены на снимках Вольса). Эти примеры свидетельствуют о размытии границ между манекеном и скульптурой.
Фотографии, витрины и артефакты за «ЛАКУНОЙ» — вокруг эскиза статуи «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной — посвящены всемирным выставкам и ярмаркам. В них настоящее часто осмысляется через оптику прошлого, в особенности через античный период. В качестве иллюстрации такого осмысления на выставке приводится документ 1935 года — постер конкурса «Мисс Вселенная», проходившего в Брюсселе, на котором изображена Венера Милосская.
Искусство, дизайн, архитектура и культура потребления — мощные инструменты политической борьбы. Идеологической подоплекой Международной выставки 1925 года в Париже было продвижение Франции в качестве мирового лидера в вопросах хорошего вкуса и производстве красивых вещей. Тому были веские экономические причины: в тот год французская отрасль моды и красоты произвела почти столько же валового национального продукта, сколько тяжелая промышленность. Таким образом, идеи роскоши и, следовательно, красоты и обольщения, снова вплетались в национальную идентичность французов. Международная колониальная выставка 1931 года в Париже была частью целой кампании западных колониальных держав (в том числе Великобритании, Бельгии и Нидерландов), направленной на оправдание предпринимаемых ими действий в эпоху, когда правомерность империалистической экспансии все чаще подвергалась критике. Колониализм был представлен упрощенно — как благо для обеих сторон: подразумевалось, что отношения колонизатора и колонизируемого суть следствие естественного порядка вещей. Используя искусство, дизайн и ремесла, выставка навязывала идею расового разделения: организаторы не испытывали какого-либо подлинного интереса к коренным культурам, и незападные художественные мотивы рассматривались ими как поверхностный декор.
Всемирная выставка 1937 года в Париже выявила дипломатическое напряжение, которое вскоре обернулось Второй мировой войной. Она вошла в историю ярким визуально-идеологическим противостоянием павильонов Германии авторства Альберта Шпеера и СССР, спроектированного Борисом Иофаном и Верой Мухиной. Масло в огонь пропагандистской войны подливали не только Германия и Советский Союз: националистический подтекст угадывался и в декорациях британского павильона, изображавших игру в крикет и охоту на лис, традиционные занятия британской аристократии.
Женские образы — популярный лейтмотив всемирных выставок. Они аллегорически — в виде статуй — олицетворяли национальную идентичность, а сами женщины в роли покупательниц товаров «украшали» собой места проведения ярмарок. За всем этим скрывалось то, как мало женщины в реальности участвовали в культурных событиях и как скудно были отражены реалии их жизни.