Lydia Masterkova. An Enriched Retrospective

Place

Garage Museum of Contemporary Art
Age limit — 6+

The first retrospective exhibition in Russia of the nonconformist artist Lydia Masterkova (1927–2008) will bring together around 150 paintings and works on paper from private and museum collections in Russia and France. 

Lydia Masterkova was among the first female artists to turn to abstract art after 1953. This is the first exhibition at Garage that is almost entirely devoted to abstraction, although it will feature some figurative works. Masterkova’s retrospective will be contextually enriched with other visions of abstract art. The exhibition will present early and late paintings by Efrosinya Ermilova-Platova (1895–1974) and late works on paper by Eva Levina-Rozengolts (1898–1975), who were both artists of the generation that art historian Yevgeny Kovtun has described as “the avant-garde stopped in full flight.” They were too late to be part of the major avant-garde movements of the 1910s and 1920s and had to keep their ideas and skills secret until the Khrushchev thaw. Ermilova-Platova and Levina-Rozengolts’ paintings and drawings outline Masterkova’s genealogy and illustrate the evolution of bans and taboos in Soviet art. Austrian artist Heimo Zobernig (b. 1958) will show works that demonstrate the alternative reality of the situation in Central Europe as opposed to the Soviet Union. There, after a short period of persecution in Nazi Germany and Austria, abstract art was completely rehabilitated and became an object of profound research, conceptual polemics, and jests. Zobernig’s tactile canvases exist somewhere between a joke and a conceptual rethinking of the relationship between the viewer and the artwork.

During the Stalin era, abstract art was removed from exhibition halls and museums. The avant-garde art associated with the early years of postrevolutionary Russia was destroyed or dispatched to the vaults. Artists were not allowed to practice and earned their living through design and decoration commissions if they could get them. It remains unclear why abstract art was demonized to such an extent in the Soviet Union. While Soviet art magazines denounced Kazimir Malevich and Vladimir Tatlin as "rootless cosmopolitans," the leader of the Cuban Revolution Fidel Castro argued that "our enemies are capitalism and imperialism, not abstract art." Nevertheless, the ideological link between the capitalist West, individualism, and abstract art persisted in the Soviet Union until its collapse in 1991, recurring as a rhetorical device in the press even during perestroika. The hostile attitude of Soviet cultural leaders made the choice of abstraction as a main artistic focus politically loaded. For Masterkova, abstraction was associated with personal freedom and escape from the prescriptions of Soviet visual culture. Unsurprisingly, she was not loyal to the Soviet political agenda either, although she was not part of the dissident movement.

Lydia Masterkova was born in Moscow and studied at Moscow Art School with future leaders of the underground art scene, including Mikhail Roginsky and Vladimir Nemukhin. As a teenager she was interested in classical music and opera, attended concerts and played piano. After meeting the artists of so-called Lianozovo Circle (Olga Potapova, Oskar Rabin, Valentina Kropivnitskaya, Nikolai Vechtomov, and Evgeny Kropivnitsky), Masterkova began experimenting with various forms of abstract art. Her friendship with Ivan Kudryashov, who had studied with under Malevich, and art collector George Costakis allowed her to learn more about the work of the pioneers of the Russian avant-garde. Masterkova believed that she went further by converting the pure abstraction of suprematism into structures close to medieval writings on the organization of the cosmos and the theosophist revelations of late nineteenth-century mystics. The move toward the archaic and areas far from the technological aesthetic of the avant-garde was characteristic of the Soviet underground scene, which was driven by the archaeological ambition to find the roots and universal values (which often meant devoid of political content) of art. Masterkova’s key inspiration came not from her close contemporaries, nor from the leaders of revolution-era abstract art but from El Greco and Paul Cezanne.

The exhibition is divided into eight parts. Five cover the evolution of Masterkova’s creative method. Thicketfeatures her early studies from nature and first experiments in abstraction that bring to mind Mikhail Matiushin’s “organic culture” and his concept of “seeing-and-knowing” (Zorved). Lacunae explores the work of Efrosinya Ermilova-Platova, who Masterkova met before turning to abstraction. Ruptures presents the beginning of Masterkova’s mature period, when her focus shifted from vegetal form to textures and spatial plans within the painting. Gold looks at the short period when Masterkova made trips to abandoned churches, where she collected fragments of church attire to include in her collage paintings. In Spheres and Numbers,the key themes of the mature painter find their final shape, and the cosmic sequence of numbers, rhythmic patterns, and circles becomes the main compositional principle. Macrocosm consists of works that Masterkova made after her emigration to Europe in 1975, a more precise and minimalist version of her earlier structures.

Separate galleries are given over to the Rembrandt Series by Eva Levina-Rozengolts, in which the artist revisits the humanitarian disasters of the Great Purge and the war, and a work by Heimo Zobernig, produced for the exhibition.

Zobernig also created the architectural concept. As the visitor progresses through the galleries, the walls lose their color and textural intensity. The first galleries feature elements of set design from several theaters in Moscow and St. Petersburg and toward the end the space is cleared of color. This gradient reflects the internal and external transformation of Masterkova’s art: from apartment exhibitions and close interactions with the environment to the strict autonomy of the white cube gallery and museum spaces.


Curators: Valentin Diaconov and  Sasha Obukhova

Supported by

Share

«Лидия Мастеркова. Обогащенная ретроспектива»

Место

Музей современного искусства «Гараж»
Ограничение по возрасту — 6+

 

Первая в России ретроспектива художницы-нонконформистки Лидии Мастерковой (1927–2008) представит около 150 живописных и графических работ из частных и музейных собраний России и Франции.

Лидия Мастеркова была одной из первых художниц, обратившихся к абстрактному искусству после 1953 года. Для Музея «Гараж» это еще и первый опыт выставки, почти целиком посвященной абстракции, хотя на ней присутствуют и фигуративные работы. Ретроспектива Мастерковой проходит в контекстуальном насыщении другими точками зрения на беспредметность. Помимо работ Мастерковой, на выставке демонстрируется ранняя и поздняя живопись Ефросиньи Ермиловой-Платовой (1895–1974) и поздняя графика Евы Левиной-Розенгольц (1898–1975), которые принадлежат поколению, названному искусствоведом Евгением Ковтуном «авангардом, остановленным на бегу». Они не успели поучаствовать в авангардных течениях 1910–1920-х и были вынуждены скрывать свои идеи и навыки вплоть до эпохи оттепели. Работы Ермиловой-Платовой и Левиной-Розенгольц очерчивают родословную Мастерковой и иллюстрируют эволюцию запретов и табу в советском искусстве. Работы австрийского художника Хаймо Цобернига (род. 1958) позволяют отправиться в альтернативную советской ситуации реальность Центральной Европы, где после краткого периода борьбы с абстракцией в нацистских Германии и Австрии она была полностью реабилитирована и стала объектом глубоких исследований, концептуальной полемики и остроумных шуток. Где-то между шуткой и концептуальным переосмыслением отношений зрителя и произведения располагаются и тактильные полотна Цобернига. 

В сталинский период беспредметность вычищалась из выставочных залов и музеев. Искусство авангарда, связанное с первыми годами революционной России, уничтожали или отправляли в запасники, художники и художницы получали запрет на профессию, а потому зарабатывали на жизнь декоративно-прикладными заказами там, где могли их получить. До сих пор не совсем ясно, отчего абстракция в Советском Союзе так демонизировалась. В то время как советские журналы по искусству называли Казимира Малевича и Владимира Татлина «безродными космополитами», Фидель Кастро, вождь кубинской революции, говорил, что врагами новой власти являются «капиталисты и империалисты, а не абстрактное искусство». Идеологическая связка между капиталистическим Западом, индивидуализмом и беспредметностью, однако, просуществовала вплоть до распада Советского Союза в 1991 году, возникая как риторический прием даже в прессе эпохи перестройки. Враждебность советской культурной власти к беспредметности делала выбор абстракции как основного художественного направления политически острым. Для Мастерковой беспредметность, действительно, ассоциировалась с личной свободой и уходом от предписаний советской визуальности. Вполне логично, что лояльностью к политической повестке СССР она тоже не отличалась, хотя и не участвовала в диссидентском движении.

Лидия Мастеркова родилась в Москве и училась в Московской средней художественной школе вместе с заметными в будущем лидерами андерграунда Михаилом Рогинским, Владимиром Немухиным и другими. Уже в подростковом возрасте она увлеклась классической музыкой и оперой, ходила на концерты и играла на фортепьяно. Познакомившись с художниками так называемого Лианозовского круга (Ольгой Потаповой, Оскаром Рабиным, Валентиной Кропивницкой, Николаем Вечтомовым, Евгением Кропивницким), Мастеркова опробовала разные варианты абстрактного искусства. Дружба с учеником Малевича Иваном Кудряшовым и коллекционером Георгием Костаки углубила ее знакомство с творчеством пионеров авангарда. Мастеркова, правда, считала, что идет дальше, переплавляя чистую беспредметность супрематизма в структуры, напоминающие средневековые трактаты об устройстве мироздания и теософские откровения мистиков конца XIX века. Это движение в архаику и области, далекие от технологической эстетики авангарда, характерно для советского андерграунда, проникнутого археологическим импульсом поиска корней и универсальных (что часто значило — лишенных политического содержания) ценностей в искусстве. Для Мастерковой главными ориентирами в искусстве были не близкие по духу современники и не вожди революционного беспредметничества, а Эль Греко и Поль Сезанн.

Выставка делится на восемь частей. Пять из них непосредственно связаны с эволюцией творческого метода Мастерковой. «Заросли» показывают ее ранние этюды с натуры и первые эксперименты с абстракцией, напоминающие об «органической культуре» Михаила Матюшина и его концепции «зрения-ведения» (Зорвед). «Разрывы» фиксируют начало зрелой манеры Мастерковой с характерным вниманием не столько к растительной форме, сколько к фактуре и пространственным планам внутри картинного пространства. «Золото» посвящено краткому периоду путешествий Мастерковой по заброшенным храмам, где она собирала фрагменты церковных облачений и включала их в коллажную живопись. В разделе «Сферы и числа» основные темы зрелой Мастерковой находят свою окончательную форму, и основным композиционным принципом становится космический порядок цифр, ритмических узоров и окружностей. «Макрокосм» состоит в основном из работ, сделанных Мастерковой после эмиграции в Европу в 1975 году. Там она пришла к наиболее выверенной и минималистичной версии своих построений. 

Раздел «Лакуны» посвящен работам Ефросиньи Ермиловой-Платовой, с которой Мастеркова познакомилась еще до обращения к абстракции. Отдельные залы посвящены «Рембрандтовской серии» Евы Левиной-Розенгольц, осмысляющей гуманитарную катастрофу Большого террора и войны, и инсталляции Хаймо Цобернига, созданной специально для выставки.

Цоберниг также выступил автором архитектурной концепции выставки. По ходу маршрута стены теряют цветовую и текстурную интенсивность. В начале экспозиции использованы декорации из нескольких театров Москвы и Санкт-Петербурга, к финалу экспозиции пространство постепенно очищается от цвета. Такой градиент отражает трансформацию искусства Мастерковой, как внутреннюю, так и внешнюю: от квартирных показов и тесного взаимодействия со средой к строгой автономии белого куба музея и галереи. 


Кураторы: Валентин Дьяконов и Саша Обухова

При поддержке

Поделиться